Поехали!
«Паровозы - это для души!»
Самому известному локомотивному депо Санкт-Петербурга исполнилось 100 лет
Вековой юбилей отмечает в эти дни ремонтное локомотивное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, где хранится самая большая в стране коллекция действующих паровозов. Здесь ремонтируют, готовят к киносъемкам или к туристическим проектам 11 заслуженных паровозов-долгожителей, самый старый из которых произвели в Петербурге еще в 1905 году.
Благодаря недавно проведенной реконструкции легендарный Ов-324 (или «овечка», как ласково называют этот паровоз железнодорожники) и сегодня готов задать жару и показать хорошую скорость. Даже не верится, что этот ветеран разменял уже вторую сотню лет!
Сергей Терехов, помощник машиниста паровоза, приглашает нас в кабину и показывает, как работает его «овечка». Черными от угля и мазута руками (их, по его признанию, даже за неделю не отмыть!) Сергей Валерьевич нежно водит по деталям парового котла. Большинство этих деталей были сделаны из чугуна и бронзы на заказ, по старинным чертежам. Терехов вспоминает, как охотники за цветными металлами воровали паровозную начинку в страшные 90-е годы. Депо тогда охранялось плохо. Бывало, придешь на работу, а все бронзовые форсунки уже спилены!
Здесь, в кабине машиниста, чувствуешь себя так, будто время откатилось на полвека назад. В котле потрескивает огонь, рядом - лопата для угля, и даже сам Сергей Терехов в своей советской телогрейке и стоптанных сапогах напоминает рабочего времен послевоенной разрухи. Помощник машиниста со смехом говорит, что у него есть нормальная форма, но в ней работать неудобно. С углем лучше возиться в одежде, которую не жалко выкинуть.
- Тут надо перекидать 8 тонн угля за три часа, это на маленькой «овечке». А на большом паровозе бывает, что и все 18 тонн! - рассказывает он. - Но можно, конечно, работать и не на угле. Этот паровоз поедет на любом твердом топливе: дровах, опилках, торфе, даже на сушеной рыбе! Исторический, кстати, факт. Во время войны, когда запасов угля не хватало, возле портовых городов ездили на рыбе. Ее просто надо чаще закидывать, а так топливо это хорошее. Рыба ведь жирная, горит хорошо.
Нам показали и другие паровозы-герои. Вот СО-18, который часто бывал под обстрелами во время войны. Его котел латаный-перелатаный - очень уж много дырок в нем было от осколков снарядов. Однако выглядит машина вполне работоспособной.
Впрочем, неудивительно, что все представленные в депо паровозы на ходу. Ведь местные рабочие - это энтузиасты, влюбленные в паровозы с детства. Например, начальник бригады Алексей Грук пришел сюда мальчишкой и остался на всю жизнь. Он даже рисует своих железных подопечных - в Петербурге проходили выставки его работ. А другой сотрудник отдела, Алексей Белоглазов, считает паровозы «нашей национальной гордостью».
- Почему я сюда пришел? - переспрашивает Алексей. - Надоело просто ради добывания средств для существования крутить где-то гайки. А паровозы - это для души!
Юлия Ли
Фото Святослава Акимова