Петербургское чудо

Мосты готовятся «летать»

У каждого из разводных - свой, особенный характер

В Петербурге на прошлой неделе проводились пробные разведения мостов перед началом навигации. Порядком застоявшиеся за зиму механизмы разминали свои бетонно-металлические «косточки», отряхивались после долгого сна от скопившейся грязи, песка и пыли и выгибали, как кошки на заборе, спины. За тем, как просыпаются после зимней спячки разводные мосты, наблюдали корреспонденты «Смены».



«Гренада» - надежная, а Сампсониевский - с выкрутасами
В белые ночи в город приедут сотни тысяч туристов, чтобы посмотреть на маленькое петербургское чудо - мосты, раскидывающие по ночам свои асфальтовые крылья. Но если для туристов разведение мостов - это романтика, то для сотрудников «Мостотреста» - тяжелые трудовые будни. Чтобы разводные переправы работали как часы, за ними нужен каждодневный уход и тщательный присмотр. Особенно в наших тяжелых климатических условиях!
- В Петербурге зима длится фактически пять месяцев, еще у нас высокая влажность, да и солью сильно увлекаются. В итоге на металлоконструкциях очень быстро появляются коррозия и ржавчина, - отмечает Андрей Костин, начальник участка № 3 Управления эксплуатации разводных мостов ГУП «Мостотрест». - При этом многим механизмам уже по сорок лет и больше. За ними глаз да глаз нужен!
Все это Андрей Львович рассказывает, пока его бригада проводит подготовительные работы по разводке Гренадерского моста. Механики между собой его ласково называют «Гренадой» и вообще говорят о нем с большой теплотой.
- А он - очень надежный, - объясняет Андрей Львович. - У каждого моста есть свой характер, свои капризы. Вот Гренадерский мост я уже сколько раз разводил, и никогда он меня не подводил. Кантемировский - это суровый мост. Очень большой, очень массивный, но тоже надежный. А вот Сампсониевский, например, - с выкрутасами! Он любит преподносить сюрпризы, причем там, где вроде бы все уже перепроверено. Но мой любимый мост - 2-й Елагин. Разводить его - это песня! Во-первых, он находится в парке и очень красиво смотрится, а во-вторых, схема у него простая и легкая в эксплуатации. И сам мост весь такой миниатюрный, уютный, домашний…

Мостовик - профессия династическая
Вообще, Андрей Костин готов часами рассказывать о каждом своем детище. Их у него одиннадцать: Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский, Каменноостровский, Ушаковский, Большой Крестовский, Петровский, Лазаревский, три Елагиных моста! Все эти сооружения эксплуатирует и ремонтирует его бригада. Казалось бы, не слишком ли много нежности по отношению к каким-то мостам?
- Да в них столько души вложено, столько всего переделано вот этими руками! - объясняют механики.
Впрочем, об их любви к своему делу больше всяких слов говорит то, что здесь работает огромное количество потомственных мостовиков. Нынешние механики стараются передавать свои знания сыновьям и внукам и даже дочкам и внучкам! Почти вся молодежь в бригаде Андрея Костина пришла сюда по стопам своих родственников. Например, у Сергея Мещанова в «Мостотресте» работают бабушка и отец, а у Александра Чучунова - мама.
- Я всего два месяца здесь, работа очень нравится, - рассказывает 20-летний Александр Чучунов. - До этого работал на заводе, на сборочном производстве. Так там каждый день одно и то же! Скучно! А здесь работа разнообразная: когда гайки надо крутить, а когда и мозги поломать над тем, как модернизировать силовую схему.
Впрочем, сейчас на Сашу и Сережу взвалили более простую и грязную работу - молодые ребята вовсю машут лопатами! Мост ведь после долгой зимы требует генеральной уборки, вот они и очищают его внутренние механизмы от скопившегося песка и грязи. Кстати, весь мусор сбрасывается не в воду реки, а в огромный котлован внизу моста. По мере заполнения это «мусорное ведро» вычищается с помощью специальных барж.

«Пуск!»
Наконец почти все подготовительные мероприятия перед разводкой закончены. Механикам осталось только открыть запирающее устройство, которое удерживает крыло моста от самопроизвольного подъема. Этот замок выполняет примерно ту же функцию, что и ручной тормоз в машине. Вы думаете, мост не может сам развестись? Оказывается, может! Хотя вероятность этого очень мала. Крыло моста обладает большой площадью и может стать «парусом» для сильного ветра. В какой-то момент очень мощный порыв ветра способен придать достаточный толчок, чтобы приподнять разводное крыло.
Но вот мы слышим по рации, что замок открыт, и кто-то из стоящих рядом механиков шутит: «Мост «к полету» готов!» Сотрудники ГИБДД показывают, что перекрыли все подъезды, и Андрей Костин нажимает на пульте управления кнопку «Пуск»…
До нас доносится далекий гул - это в машинном отделении заработали гидроцилиндры, которые приводят в действие подъемный механизм. Сейчас эти «мускулы» моста потащат вниз огромный противовес, заполненный металлическими и чугунными чушками. Возникнет эффект качелей, и разводное крыло медленно поползет наверх.
Эту картину мы решили понаблюдать снаружи. Она действительно впечатляет! Широкая полоса дороги уходит куда-то в черноту неба, электрические провода сначала провисают, а потом плавно ложатся на асфальт. Но вот один из проводов для троллейбуса выскакивает из своего гнезда и… падает на мост. Но механики не выглядят расстроенными. Ведь для того и нужны пробные разводки, чтобы выявлять такие слабые места. Тем временем гул моторов заглушает какой-то шелест - это по мосту, как с крутой горки, скатывается вниз скопившийся за зиму песок. На какое-то время вокруг образуется облако пыли, мы, чихая, отходим подальше. А мост, словно довольный кот, встряхнулся и гордо распрямился, подмигивая нам фонарями.
- Видите, какой он красавец! - радостно заявляет нам механик Николай Турзаков.
Видим!

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА 

12.10.2015