Победа бюрократии
Катера и теплоходы поставили к стенке
Петербургские судовладельцы потеряли свободный доступ к воде
В Петербурге начинается навигационный сезон. Владельцы пассажирских судов готовятся к нему ударными темпами - нужно успеть не только привести в порядок теплоходы и катера, но еще и позаботиться о причалах. Увы, целиком сосредоточиться на обеспечении комфорта и безопасности петербуржцев и гостей города компании-перевозчики в этом году не могут: вместо нормальной работы многие из них заняты бюрократическими процедурами. Например, участием в бессмысленных и бесполезных аукционах водопользования (по их результатам заключаются договоры водопользования), которые давно стали головной болью судовладельцев. Впрочем, и чиновникам не позавидуешь - они вынуждены заниматься сизифовым трудом.

На аукцион - с копейками в кармане
«Предмет аукциона - право на заключение договора водопользования в части использования акватории реки Нева. Предоставляемый участок акватории имеет площадь 0,0005 кв. км, расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга (левый берег реки Нева, 13,8 км от устья, по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 14)… Договор водопользования заключается на срок по 31.12.2016. Начальная цена предмета аукциона: 4 рубля 24 копейки. Обеспечение заявки (задаток): 1 рубль 06 копеек».
…Перед вами, уважаемый читатель, - выдержка из одного из документов городского Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, а точнее - его специальной комиссии по проведению открытых аукционов по приобретению прав на заключение договора водопользования. Благодаря этому документу мы узнаем, из чего, собственно, складываются рабочие будни городских чиновников - например, из подготовки и проведения вот таких никому не нужных конкурсов. Даже стоимость бумаги, которая тратится на их организацию, пожалуй, значительно выше, чем выгода для городского бюджета. А ведь чиновникам, занятым такой работой, еще и зарплату надо платить! Но - обо всем по порядку.
Новый кодекс принес новые трудности
В 2006 году в России вступил в действие новый Водный кодекс. По старому кодексу право пользования водным объектом предоставлялось судовладельцам автоматически - на основании лицензии и договора аренды причала. Действительно, если бизнесмен, владеющий одним или несколькими теплоходами и катерами, решил арендовать кусочек набережной, вполне очевидно, что он не сможет прикрепить судно к гранитной стенке - он поставит его на воде. Однако новый Водный кодекс обязал государственные органы проводить аукционы водопользования. Правда, не для всех и не во всех случаях. Но чиновники распространили это требование в том числе и на судовладельцев.
Между тем, как считают в Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, предъявление к компаниям-судовладельцам требований о заключении договоров водопользования не основано на законе и является избыточным. Об этом, собственно, члены ассоциации недавно писали в обращении к вице-губернатору Игорю Метельскому - они просит наконец собрать совещание и решить болезненный вопрос.
«Согласно подп. 1 п. 3 статьи 11 Водного кодекса РФ в случае, если водный объект используется для судоходства, заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, - пишут члены ассоциации, которая объединяет 19 судоходных компаний Петербурга. - Изучение же аукционной документации показало, что зачастую планируемые к предоставлению по договорам водопользования части водных объектов непосредственно примыкают к частям набережных, находящихся в аренде у судовладельцев - членов ассоциации, что вызывает обоснованное беспокойство».
Полгода на все согласования
Что же так тревожит судовладельцев? Проблема в том, что принять сегодня участие в аукционе водопользования может любая компания. Не важно, есть у нее договор с КУГИ об аренде причала или нет. Получается, что судовладелец может просто остаться с носом: даже арендовав спуск к набережной, он рискует потерять право водопользования объектом, непосредственно примыкающим к причалу. В аукционах попросту участвуют подставные лица, цель которых - получить отступные от компании-судовладельца за неучастие в аукционе или попросту сдавать в будущем «воду» в аренду по завышенной цене.
- Еще пять лет назад такой проблемы не было - она возникла недавно, - говорит Сергей Твердохлебов, директор компании «Нева-Балт Рива», владеющей двумя теплоходами. - Казалось бы, это очевидно: если у меня есть договор аренды причала с КУГИ, Комитет по природопользованию должен первым делом рассматривать мою заявку на «воду». На деле все не так. Претендовать на заключение договора водопользования может любая компания. Ну разве это не противоречит здравому смыслу, когда причальная стенка в аренде у меня, а «вода» - у другого лица? Если честно, я вовсе не вижу смысла заключать договор водопользования…
Несмотря на то что высшее руководство страны постоянно твердит о необходимости устранять административные препоны для бизнеса, в действительности все происходит с точностью до наоборот. Как рассказал Сергей Твердохлебов, чтобы организовать для горожан прогулки по Неве и каналам на теплоходе, сегодня компании необходимо получить согласование в пяти инстанциях - Невско-Ладожском бассейновом водном управлении, Ространснадзоре, Роспотребнадзоре, КГА и КУГИ. И вот теперь к ним добавился и Комитет по природопользованию, период согласования документации в котором в среднем составляет полгода. Доходит до маразма: например, если бизнесмен, окрыленный тем, что заключил на год договор с КУГИ на аренду причала, где-нибудь в мае задумается о заключении договора водопользования, работу на реке или канале он так и не начнет. Потому что право поставить свое судно на воду (складывается впечатление, что оно может плавать по воздуху или по земле) по результатам аукциона водопользования он получит где-нибудь к ноябрю. Сезон водных прогулок будет пропущен.
«Будем бороться дальше»
Ассоциация владельцев пассажирских судов Петербурга вот уже несколько лет борется за то, чтобы отменить необходимость заключения договоров водопользования. Вроде бы она нашла понимание в Минтрансе - руководство ведомства также выразило озабоченность сложившейся ситуацией и пообещало направить соответствующее обращение в Минприроды. Но воз, как говорится, и ныне там. Между тем городской Комитет по природопользованию продолжает рьяно выполнять указания вышестоящего министерства, забыв о том, что Петербург - город особенный, в нем сильно развит водный туризм, много судов и мелких причалов.
- Пока переломить ситуацию у нас не получается, - говорит Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов. - Слишком долго мы ждали реакции от Минтранса, потом выходили на прокуратуру… Пока мы не получили четких ответов. Хотя уверены в своей правоте! Сейчас наши судовладельцы продолжают заключать договоры водопользования - деваться некуда. Но мы не прекратим борьбу.
Многие скажут, что данная проблема затрагивает исключительно интересы судовладельцев. Пусть, мол, они ее и решают. Однако под угрозой оказывается само существование водного туризма в городе, носящем титул Северной Венеции. О том, что думают о сложившейся ситуации чиновники Комитета по природопользованию, мы расскажем в следующих номерах газеты - туда направлен официальный редакционный запрос.
Ольга РЯБИНИНА
Фото Святослава АКИМОВА