Большая стройка
Архитектурная жемчужина или градостроительная ошибка?
Авторы проекта «Набережная Европы» обещают, что планируемый квартал сформирует новые открыточные виды Петербурга
Один из самых крупных в Петербурге градостроительных проектов - «Набережная Европы» - уже давно является предметом ожесточенных споров. По замыслу его авторов это огромный многофункциональный комплекс на Петроградской стороне - с Дворцом танца, с площадью Звезд Российского Балета, с деловой и жилой застройкой вокруг, с пешеходной набережной-променадом. Окружение у нового квартала исторически звездное: напротив - Стрелка Васильевского острова и набережная Макарова, просматриваются Дворцовая набережная и Петропавловская крепость, позади участка - Князь-Владимирский собор и «Юбилейный».
Проект многократно подвергался резкой критике. Мы, петербуржцы, вообще очень болезненно относимся к изменениям в центре города. Претензии к проекту были когда обоснованными, а когда и голословными. И вот недавно в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском, 67, состоялся откровенный разговор о судьбе «Набережной Европы». На встречу с руководителями СМИ, входящих в Балтийскую медиа-группу, пришли непосредственно авторы и инвесторы проекта.
Стеклянного «монстра» не будет
Чего больше всего опасаются горожане? Того, что в самое сердце города, в двух шагах от Стрелки Васильевского острова, воткнут какого-нибудь «монстра» из стекла и бетона. Неуместного и раздражающего. Тем более инвесторы проекта признаются, что намерены «привить Петербургу современную европейскую архитектуру», а не заниматься стилизацией под XVIII - XIX века.
Однако на встрече в БМЦ архитектор проекта Сергей Чобан пообещал, что стекла не будет, а здания в стиле неоклассики органично впишутся в окружающую застройку:
- Это возможность получить в городе красивый современный слой архитектуры. Уточню, современный по времени создания, но абсолютно гармоничный по своему отношению к окружающей городской среде. Дома, которые будут окружать Дворец танца, проектировала очень сильная группа европейских архитекторов. Каждый из них занимался своим зданием, однако для всех мы задали некую единую партитуру. Во-первых, не строить из стекла, из дешевых материалов. И заказчик в лице ОАО «Банк ВТБ» нас в этом полностью поддерживает. Во-вторых, делать правильные пропорции между стеной и окном - то есть так, как сложилось исторически в Петербурге. А мы знаем, что у нас нет чисто стеклянных фасадов, у нас окна всегда посажены вдумчиво, пропорционально в структуру стены. В-третьих, мы обозначили зонирование и этажность, которая не должна быть большой. В-четвертых, настояли на глубокой детальной проработке фасадов. В нашем городе света мало, он тусклый, и важно, чтобы детали были видны. Поэтому фасады в нашем проекте имеют рельефы до 1 - 1,5 метра - это выступы и углубления, которые будут хорошо реагировать на свет.
Открытки завтрашнего дня
Также Сергей Чобан считает, что они с коллегами учли и другие главенствующие принципы традиционного петербургского градостроения. Поэтому по своей композиции новый квартал не будет конфликтовать с историческими объектами. Более того, он сакцентирует внимание на них - появятся новые интересные открыточные виды, которые раньше не просматривались из-за плотной застройки этого места.
- Мне кажется, важно понять, что Петербург - это город пространств, город улиц-осей, которые фокусируют внимание на лучших его объектах, - объяснил архитектор. - Посмотрите наш проект. У нас получилась улица-ось, которая одной стороной выходит на Князь-Владимирский собор, а другой - на Исаакиевский собор и на Пушкинский Дом. Вторая ось, по которой мы ориентировали Дворец танца, выводит на Петропавловскую крепость. Поверьте, это очень важные новые виды Петербурга! Это открытки завтрашнего дня, которые продемонстрируют новую часть города, построенную по историческим принципам Петербурга. Обратите внимание и на нашу площадь Звезд. Это огромное пространство вытянутой овальной формы с параметрами 200 на 70 метров. Кстати, в Петербурге площади часто имеют овальное завершение, которое удачно ловит радиально подходящие к площади улицы. Это принципы нашего города, созданного в раннем барокко, когда полукруглые, мягкие завершения играли большую роль. Что касается набережной, то и она является важнейшей компонентой всего комплекса. Мы хотим создать пешеходную, комфортную набережную - а в Петербурге чисто пешеходных больших набережных пока просто нет! При этом набережную красивую, гранитную, озелененную, с видовыми точками на Князь-Владимирский собор и Дворец танца, а также на противоположную набережную Макарова.
Откуда плохая репутация?
Отдельный вопрос - само здание Дворца танца. Ведь именно оно изначально было краеугольным камнем в спорах по поводу всего проекта. Если быть откровенным, в отношении «Набережной Европы» многие с самого начала были настроены недоброжелательно именно из-за тех послаблений, которые городские власти сделали инвестору несколько лет назад. Разрешив, например, отойти от высотного регламента и возвести здание высотой 40 метров. Представьте, как бы смотрелся такой 40-метровый «дворец». Да на его фоне затерялись бы даже Ростральные колонны! Конечно, такая доминанта серьезно изменила бы исторический вид. И в этом случае претензии градозащитников были справедливы.
Отрицательно было воспринято и решение об исключении территории, отведенной под «Набережную Европы», из границ охраняемой зоны. Правда, это позволило снести ветхие здания винного склада и спиртоочистительного завода, построенные в начале XX века. В этих зданиях раньше располагался Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), много лет отравлявший землю опасными химическими и радиационными отходами. Загрязнения все равно пришлось бы рано или поздно ликвидировать, а здания института сносить.
Но вот упомянутое исключение по высотности, сделанное для Дворца танца, еще раз продемонстрировало петербуржцам: интересами города поступились ради интересов инвестора. Однако в этот раз инвестор оказался мудрее чиновников, и при выборе проекта для Дворца танца решение приняли в пользу самого низкого здания!
- Регламент по высотности на конкурсе был обозначен в 40 метров, но мы выбрали проект, который имеет высоту только 28 метров, - рассказывает архитектор Сергей Чобан. - Это делает дворец более низким, а доминанту - Князь-Владимирский собор, находящийся непосредственно за Дворцом танца, - более видимой.
На парк денег нет
И вот, казалось бы, все вопросы были решены, инвестор за свой счет купил новые здания, в которые переехал ГИПХ, стал заниматься экологической очисткой участка, как вдруг… В мае этого года в СМИ попало письмо тогдашнего председателя Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Евгения Елина, которое он направил губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Елин высказал сомнение в необходимости строительства «Набережной Европы». Потом даже появились предложения разбить на этом месте парк или сквер. Конечно, многие горожане идею парка горячо поддержали - зеленых зон городу действительно не хватает. Однако все, как обычно, уперлось в деньги.
- Давайте говорить честно. Мы понимаем, что город не готов осуществлять на этом месте проект парка, - заявил представитель инвестора «Набережной Европы», вице-президент ОАО «Банк ВТБ» Александр Ольховский. - Причина тому - необходимость слишком больших финансовых вложений в такого рода проект. Я даже не говорю о том, нужен в этом месте парк или нет. Этот вопрос сейчас находится на втором плане по отношению к возможностям городского бюджета. Чтобы реализовать задачу комплексно и не выбирать между парком и проектом застройки, на этом участке надо осуществить очистку территории. А город делать это за свой счет не собирается.
Расходы на экологическую очистку действительно очень высоки - несколько сотен миллионов долларов! И это не считая того, что городскому бюджету в случае с парком придется возместить инвестору те затраты, которые он уже понес по проекту.
Город должен расти
Есть и еще один немаловажный нюанс, на который обращают внимание критики проекта. Это - транспортные проблемы. Понятно, что огромный новый квартал рассчитан на обеспеченных людей. Следовательно, здесь будет много автомобилей. А их и сейчас-то на Петроградке ставить некуда!
- Мы решим эту проблему с помощью подземного пространства под комплексом, где разместятся просторная автомобильная развязка и паркинг, - парирует Сергей Чобан. - Все потоки просчитаны, все полностью согласовано с транспортниками. На территории самой набережной машин не будет - она планируется как полностью пешеходная зона. В Европе, например в Париже и Берлине, существуют огромные подземные гаражи по соседству с историческими зданиями. Так что опыт строительства таких подземных сооружений накоплен очень большой.
Напоследок Сергей Чобан, в основном проживающий как раз в Берлине, заверил, что он понимает всю огромную ответственность, связанную со строительством в историческом центре Санкт-Петербурга.
- Я безумно люблю Петербург, я родом отсюда, - заметил он. - И мои родители отсюда, и все дедушки с бабушками. Мой дед со стороны отца погиб за Ленинград в войну, мой прадед, священник, умер от голода во время блокады. Мой отец был профессором Ленинградского технического института, дед - тоже. Так что у нас такая нормальная интеллигентная петербургская семья. Жили рядом с кварталом, где Достоевский написал «Братьев Карамазовых», «Бедных людей». И тем не менее я считаю, что любой город должен расти, если это крупный общественный и современный центр. Этот путь мы начали не сегодня. Однако при этом мы должны знать и понимать, как развивать исторический центр, учитывать уже сделанные ошибки. К ошибкам я отношу, например, возведение «Монблана». Это высокий стеклянный «взрыв» в акватории Невы. В то же время надо создавать новую качественную архитектуру - с хорошо проработанными деталями, из дорогих материалов, архитектуру, которая будет стареть долго, красиво. Ведь когда-то любимые нами исторические здания тоже были современными. И когда-то, например, Гоголь считал эту застройку скучной. Но мы-то сейчас ее скучной не считаем, потому что она была сделана качественно. Такую архитектуру обязаны создавать и мы. И не бояться этого.
Юлия ЛИ
Опасная среда
Красоту наведут на месте «часовой экологической бомбы»
С участка будущей элитной застройки вывозят тонны зараженного мусора и грунта
Пожалуй, на данный момент для города наиболее важно, что проект «Набережная Европы» решает серьезную экологическую проблему. Как мы уже заметили, долгие десятилетия ГИПХ отравлял местные грунты. Специалисты открыто говорят, что это была самая настоящая «часовая экологическая бомба»! Однако совершенно очевидно, что в городском бюджете нет средств на очистку данного пространства.

По сути, в Смольном стоят перед выбором: доверить проведение работ инвестору или оставить в центре города очередную огромную «яму», которая опасна для всех окружающих! Тем временем на самой строительной площадке уже начались работы по очистке. Загрязнения грунта оказались столь значительными, что в некоторых местах его меняют на глубине более 6 метров!
- Перед тем как проводить снос корпусов ГИПХа, мы ликвидировали радиационные и ртутные загрязнения, - рассказывает Надежда Винник, генеральный директор ООО «Петербург-сити». - Отходы от сноса домов пришлось вывозить на полигон «Красный бор», а недавно начались работы по вывозу грунта. Проектная глубина, с которой будет забираться грунт, - порядка 6,4 метра на основном участке. Площадка там сложная, и грунты заражены в разной степени. Грунты 3-го класса опасности также будут вывезены на полигон «Красный бор», а загрязнения 4-го и 5-го класса опасности будут утилизированы в соответствии с регламентом об утилизации опасных отходов. Все это согласовывается с Комитетом по природопользованию. Для контроля текущей безопасности на месте работ действует экопост. Конечно, перед началом работ мы провели четыре серьезных экологических исследования, однако при таких масштабах загрязнений на площадке все равно возможны какие-то «приключения». Поэтому вопрос экологии находится под особым контролем у сегодняшнего исполнителя работ - компании «Метрострой», которая является генеральным подрядчиком по проектно-инженерной подготовке. И именно поэтому на объекте постоянно присутствуют независимые экологи.
Представители инвестора - менеджеры ВТБ также прекрасно понимают опасность, связанную с тем, что работы проводятся близко от акватории Невы. Но обещают решить эту проблему «добросовестно и надлежащим образом».
Будем надеяться, так оно и произойдет. Тем более инвесторы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы сделать это место безопасным для жизни. Иначе ни о каком элитном жилье на участке, несмотря даже на его удачное расположение в центре города, и говорить не приходится.
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА
Цифры и факты
Через пять лет все построят?
Предполагаемый комплекс «Набережная Европы» имеет условный адрес:
проспект Добролюбова, 14, в Петроградском районе.
Площадь земельного участка: 9,9 гектара.
Дата окончания работ: 2017 год.
Стоимость проекта: 2 миллиарда долларов.
Из них 500 миллионов уже инвестированы,
в том числе 100 миллионов - в экологические работы.