Тень знаний
Первый раз в мигрантский класс
С каждым новым учебным годом в петербургских школах становится все больше детей-мигрантов, которые почти не говорят по-русски
Чтобы учиться в российской школе, совершенно не обязательно знать русский язык. Нонсенс! Но именно такая ситуация сложилась во многих учебных заведениях Петербурга. С каждым годом растет количество мигрантов, приезжающих к нам на заработки. А вместе с этим - и количество детей-инофонов (так называют ребятишек, не знающих русского языка) в наших школах и детских садиках. Если миграционные документы у ребенка в порядке и его родители находятся здесь легально, то по закону он на общих основаниях может посещать городские образовательные учреждения. Никакого вступительного экзамена в первый класс на знание языка не проводится, поэтому сегодня школа вынуждена принимать даже тех учеников, кто вообще по-русски не говорит!
Букварь для мигранта
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе», - несется из динамиков знакомая нам с детства песня.
На торжественной линейке по случаю 1 сентября в школе № 326 Невского района царит радостная и оживленная атмосфера. Однако понять, о чем поется в песне и что говорят собравшимся учителя, могут далеко не все первоклашки. Маленький Абдула застенчиво жмется к маме - общаться со своими будущими одноклассниками ему мешает языковой барьер.
- Но мы будем очень стараться, чтобы он быстро выучил русский язык. Хотим, чтобы он учился в петербургской школе и получил хорошее российское образование, - говорит его мама Фарита, приехавшая в Петербург из Киргизии два года назад.
Таких, как Абдула, в этом году много. Учителя отмечают, что с каждым сентябрем детей приезжих становится все больше, особенно это касается начальных классов. В прошлом году в школе № 326 закупили специальные буквари и учебные пособия для мигрантов, а в этом - решили организовать дополнительные занятия по русскому языку. Говорят, назрела острая необходимость, потому что инофонов стало так много, что учителя уже с трудом справляются с дополнительной нагрузкой по подтягиванию таких ребят.
Когда количество переходит в качество
Сложившаяся тенденция вызывает закономерное возмущение почти у всех родителей-петербуржцев. Папы и мамы, выбирая учебное заведение для своего ребенка, нередко спрашивают в отделах образования, много ли в такой-то школе детей-мигрантов. Боятся, что если в классе будут дети, не знающие русского языка, то и общая успеваемость снизится. Надо сказать, в этом есть доля правды. С одной стороны, в начальной школе дети приезжих довольно быстро адаптируются и к концу первого года уже вполне сносно говорят и читают по-русски. То есть в целом присутствие одного-двух малышей, не знающих языка, на учебе не отражается. Но с другой стороны, когда инофонов в классе становится много, то количество переходит в качество!
- Дети-мигранты, если их много, безусловно, снижают общую успеваемость, - отмечает Ольга Мирович, учитель начальных классов школы № 326. - Потому что тратится время на дополнительное объяснение материала. На мой взгляд, в классе не должно быть больше четырех учащихся, не знающих русского языка. Причем желательно, чтобы они были разных национальностей и не говорили на одном языке. Иначе эти ребятишки зациклятся в своей узкой компании, а русский язык будут учить очень медленно. У меня уже были такие случаи.
Сейчас в классе Ольги Алексеевны осталось шестеро детей иностранных граждан (до этого было больше, но кто-то вернулся с родителями обратно на родину). Учительница рассказывает, что все они - очень разного уровня. Например, один мальчик, старательный и способный, теперь знает русский язык лучше, чем многие местные! Но есть и совсем слабенькие ученики, которые стали сносно говорить лишь через год-полтора.
- Как мне кажется, неправильно, что на школу полностью взвалили эту проблему, - говорит учительница. - Ответственность за то, знает ли ребенок русский язык, в первую очередь должна лежать на семье! В ряде стран приезжие берут на себя обязательство выучить язык - или им просто не дают возможности работать в стране и привозить туда свою семью. Кроме того, по моему мнению, обязательно должна быть подготовка ребенка до школы и хотя бы минимальный отсев при поступлении. Это неправильно, когда ребенок не понимает простейших слов, когда с ним приходится объясняться на пальцах.
Ситуация усугубляется еще и тем, что дети мигрантов распределены в школах совершенно неравномерно. Поэтому в каких-то классах их нет вообще, а в каких-то - почти половина!
- В целом процент детей иностранных граждан в школах не очень большой. Например, в Невском районе учатся 32,6 тысячи школьников, из них детей иностранных граждан - всего 911, - рассказывает Инна Прокуророва, ведущий специалист отдела образования администрации Невского района. - Однако действительно, в отдельных школах много детей-мигрантов. Но это не связано с тем, что специально кого-то туда отправляем. Причина чисто территориальная. Например, в каком-то микрорайоне много мигрантов снимают жилье и имеют там временную регистрацию, соответственно, и в школу они идут ту, которая ближе к их дому. Школа же может их не принять только в случае, если в классах нет мест.
Напряженность растет
Стоит ли говорить, что родители школьников, вынужденно оказавшихся в мигрантских классах, от этого не в восторге? Мигрантов в Петербурге и так переизбыток - достаточно пройти по улице любого спального района, чтобы понять, что происходит. А тут еще и одноклассники твоего ребенка - мигранты.
Опросы общественного мнения показывают крайнюю, запредельную озабоченность петербуржцев проблемами миграции. Вот какие данные приводит Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН, научный руководитель социологического центра «Мегаполис»:
- Мы регулярно проводим опросы и мониторинг проблем, которые вызывают наибольшее беспокойство у петербуржцев. И вот какая ситуация с восприятием иногородних: если раньше эта проблема по остроте восприятия была где-то на 18 - 19?м месте, то сейчас она находится на 4 - 5?м месте! То есть у людей положение дел в этой сфере уже вызывает откровенный протест! Причем если раньше люди жаловались, что мигранты не понимают нашу культуру, традиции, что у них другие нормы поведения, то последние два года петербуржцы все чаще говорят, что мигранты занимают рабочие места и вторгаются в социальное пространство коренных жителей.
Татьяна Протасенко уверена, что мигрантам нельзя позволять образовывать анклавы в городе, в том числе и в учебных учреждениях. Иначе конфликты неизбежны.
- Классы, в которых преобладают дети мигрантов, - это серьезная психологическая проблема для местных жителей, и возмущение родителей в данном случае справедливо! - говорит она. - Возникает психологический дискомфорт и большое раздражение. Это инстинктивное нежелание, чтобы твой ребенок жил в другой среде, в чужой культуре. На мой взгляд, отделы образования должны думать, как распределять таких детей. Как известно, в выстраивании гармоничных отношений с приезжими есть три кита: контроль, учет и ассимиляция. Но когда миграция контролируется слабо, когда потоки мигрантов все время усиливаются, тут никакие разговоры про толерантность не помогут!
Юлия ЛИ
12.10.2015