Неправовое поле

ФАС уполномочен заявить. О своем бессилии

Петербургские антимонопольщики признали, что не в состоянии победить незаконную рекламу

Уж сколько раз «Смена» рассказывала о вопиющих случаях размещения незаконной рекламы! Брендмобили, живые рекламоносители, «художества» на асфальте не только серьезно портят облик нашего города, но и вызывают все возрастающее раздражение петербуржцев. Казалось бы, законодатель сделал все, чтобы вернуть эту сферу деятельности в правовое поле, приняв в 2006 году Федеральный закон «О рекламе». Однако беда в том, что на практике он не работает. Почему?

 



Зеленый свет для брендмобиля
Как известно, контроль за тем, чтобы деятельность рекламистов соответствовала закону, возложен на Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). У нее есть управления в каждом российском регионе, в том числе и в Санкт-Петербурге. Однако похвастаться эффективной работой на ниве борьбы с незаконной рекламой эта структура, увы, не может. У ее руководителей есть масса объяснений, почему так происходит. На недавно состоявшемся «круглом столе» представитель УФАС по Санкт-Петербургу выступал вместе с представителем одной из районных администраций города. И вот что любопытно: оказалось, что подходы к борьбе с незаконной рекламой у них разные. О каком-то сотрудничестве и взаимодействии между ведомствами говорить не приходится. Кто в лес, кто по дрова. Не потому ли Федеральный закон «О рекламе» не исполняется?
Взять, к примеру, всем надоевшие брендмобили - старые машины, используемые исключительно для перевозки рекламных конструкций. В последнее время их стало значительно меньше. Однако как признают в УФАС, считать это исключительно заслугой их ведомства нельзя.
- УФАС долго и с переменным успехом боролось с брендмобилями, - заявил Петр Яковлев, заместитель руководителя УФАС по Санкт-Петербургу. - Что, впрочем, неудивительно: штраф за это нарушение предусмотрен небольшой - 2000 рублей, а объем работы - существенный. Нужно зафиксировать факт правонарушения, потом направить запрос в органы ГИБДД с указанием номерного знака автомобиля, получить сведения о владельце, найти его и наложить штраф. Однако благодаря введению платной эвакуации автомобилей ситуация улучшилась: теперь брендмобили можно просто вывезти на штрафстоянку…
Получается, что благодаря эвакуаторщикам антимонопольщики избавились от серьезной головной боли - необходимости реагировать на сообщения граждан о брендмобилях. В итоге все еще попадающиеся на улицах города рекламовозы, если они не мешают движению транспорта, убирать некому. Например, когда корреспондент «Смены» сообщила представителю УФАС адрес, где уже несколько недель незаконно стоит брендмобиль, - проспект Большевиков, 1, - Петр Яковлев отреагировал на это довольно вяло. По крайней мере желания тут же заняться устранением нарушения закона он не продемонстрировал.
- Вы вправе обратиться с заявлением в Антимонопольную службу, - без энтузиазма заявил он. - Мы привлечем владельца машины к административной ответственности, если, конечно, его найдем…
Заместитель главы администрации Петроградского района Валерий Сапожников решил вступиться за коллегу по чиновничьему цеху - видимо, чтобы избавить его от лишней работы:
- Где ваш брендмобиль стоит? На тротуаре? Вам надо написать заявление в администрацию того района, на территории которого он находится. Хотя какое там нарушение? Кем запрещены брендмобили?
Все-таки выяснив, что брендмобили уже несколько лет запрещены Федеральным законом «О рекламе», Валерий Сапожников рассказал о том, как с ними борются в Петроградском районе. Опыта взаимодействия по этой проблеме с УФАС, как оказалось, у районной администрации нет.
- Лично мы рассматриваем брендмобили как разукомплектованное транспортное средство и эвакуируем на временную стоянку по заявке служб, занимающихся благоустройством территории, - заявил он. - Или приравниваем их к террористической угрозе. Нам ведь нужны законные основания, чтобы произвести перемещение собственности граждан… Уверен, районным администрациям проще с брендмобилями бороться, чем УФАС. Антимонопольное ведомство, может, меры и примет, но вы вряд ли решите главную задачу - уберете машину…
Удивительно, но представитель УФАС это выступление никак не прокомментировал…

Эсэмэски идут не по адресу
С такой же неохотой, как в истории с брендмобилями, в УФАС борются с незаконными СМС-рассылками. Каждому из нас ежедневно на мобильный приходит масса разного рода рекламных сообщений. Если вы не давали согласие на их получение - налицо нарушение закона.
- Да, с такими жалобами можно обращаться в УФАС, - заявил Петр Яковлев. - Однако нам не всегда удается привлечь к ответственности рекламораспространителя. Пока удалось довести до логического конца - назначения административного штрафа - лишь три или четыре таких дела. Основная сложность заключается в том, что нередко непосредственный адрес, с которого осуществляется рассылка, приводит нас «в никуда». На истинных хозяев таких контор выйти практически невозможно. Как это ни парадоксально, проще оказывается привлечь к ответственности вполне себе законопослушные организации, которые просто допустили ошибку. Например, так у нас было с дилером одного из крупнейших мировых автоконцернов. Обратившийся к нам гражданин просил компанию исключить его из рассылки, но та его просьбу случайно проигнорировала. В итоге заплатила штраф…
Получается, что борьба с надоевшими всем рекламными эсэмэсками просто не ведется - опять же из-за сложности процедуры…
Может быть, в УФАС знают, что делать с рекламой на асфальте? Эта проблема, как оказалось, антимонопольщиков вовсе не интересует.
- Таких жалоб у нас практически нет, - констатирует Петр Яковлев. - Да и вообще специальными законами эта деятельность никак не регулируется. Надписи на асфальте в инициативном порядке замазывают работники жилкомсервисов и ГУЖА. Прецедентов привлечения кого-то к административной ответственности за нанесение рекламы на дорожное покрытие нет…
Замглавы Петроградского района честно заявил: жилищные службы оперативно закрашивают лишь надписи экстремистского характера. До остальных руки, увы, не доходят. Хотя Валерий Сапожников признал: механизм привлечения «художников» к ответственности существует. Для этого владелец территории, например муниципальный округ, должен обратиться в суд, чтобы взыскать ущерб за испорченное имущество. Если злоумышленник не установлен, с соответствующим заявлением надо идти сначала в правоохранительные органы. Но этой трудоемкой процедурой опять же в районах почему-то никто себя не хочет утруждать.

Плохие законы или ленивые чиновники?
…Совсем скоро - с 1 января 2013 года - будет введено ограничение рекламы в Интернете. На нее будут распространяться те же правила, которые предъявляются к рекламе в печатных СМИ. Вот только кто будет контролировать, чтобы закон соблюдался? УФАС уже заранее расписывается в своей беспомощности.
- Я серьезно сомневаюсь в возможности контроля за незаконной рекламой в сети Интернет, - заявил Петр Яковлев. - Все мы знаем, что при желании сегодня можно найти в Глобальной сети все, что угодно, вплоть до способов изготовления взрывных устройств. Правоохранительные органы не только России, но и других стран мира не в состоянии блокировать распространение подобной информации. А ведь они обладают невероятными техническими возможностями, могут вести оперативно-разыскную деятельность…
То есть антимонопольщики заранее знают: с незаконной рекламой во Всемирной паутине им не справиться. Что ж, на традиционные виды рекламы ФАС также находит управу с большим трудом. После этого остается только гадать: это законы в России такие плохие или чиновники такие ленивые?

Ольга РЯБИНИНА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015