Из рук в руки
Госдотация? Нет, не слышали!
Петербургские соборы переданы федеральным центром в ведение городского бюджета. Как их теперь будут финансировать?
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», включающий в себя помимо самого Исаакия, Смольный и Сампсониевский соборы, а также Спас на Крови, перешел в собственность Петербурга: теперь его финансирование будет осуществляться за счет городского, а не федерального бюджета, как это было раньше. Однако местное правительство пока не спешит выделять миллионы на реставрацию петербургских соборов. Впрочем, Исаакий уже привык к самостоятельности: на госдотации дирекция и сейчас не особо рассчитывает.

Кто корова дойная, а кто - божья
- Смена собственника наших зданий не меняет ничего совершенно, - рассказывает директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров. - Если город вдруг захочет оказать нам помощь в реставрационных проектах, если вдруг в бюджете (не в будущем, на будущий год я уже и не рассчитываю) найдутся какие-то средства, даже незначительные, мы будем счастливы. Потому что грузить все расходы на коллектив музея - это достаточно безжалостно. Мы, честно говоря, не тратим деньги просто так - мы их тратим осмысленно, четко, у нас есть планы на много-много лет вперед.
В 2008 году правительство все же помогло Исаакию: из федерального бюджета на ремонтные работы поступило 50 миллионов рублей. Правда, за последние годы на реставрацию было потрачено в три раза больше.
- Эти деньги не упали с неба, - продолжает Николай Буров. - Их не прислали ни дяди, ни тети из какого-то бюджета - музей заработал их своим трудом. Два наших музея - Исаакий и Спас на Крови - это, если можно так выразиться, дойные коровы, а другие два - Сампсоний и Смольный - наши божьи коровки. Мы взяли их под крыло, а крыло - это не только контроль, это кормление и забота. И мы заботимся о наших храмах уже восемь лет.
Реставрации нет конца
Не без помощи средств, заработанных Исаакием, приведен в порядок концертно-выставочный зал «Смольный»: он открыл сезон ораторией «Иван Грозный». На площадке проходит выставка японских художников, вскоре ее сменит экспозиция работ французских фотографов. Полностью завершена внешняя реставрация самого старшего из всех четырех храмов - Сампсониевского собора. Однако работы по восстановлению внутреннего убранства, по словам Бурова, продлятся еще не один год.
Не прекращается реставрация Спаса на Крови: сейчас специалисты работают над защитным покрытием уникальных мраморных мозаик, которые должны украсить пол храма. Работают и над резным шатром, возведенным на месте смерти императора Александра II, и, конечно же, над знаменитыми Царскими вратами, вернувшимися в собор в марте 2012-го. Обе створки, на которые было израсходовано больше ста килограммов серебра, полностью восстановлены, однако работа над алтарем пока в процессе: ему не хватает крестов и эмалированных вставок…
В общем, не видать конца реставрациям. Это касается не только ГМП «Исаакиевский собор» - так во всем Петербурге. Множество исторических построек северной столицы находятся в аварийном состоянии: что-то стало жертвой питерского климата, некоторые здания - жертвами вандалов. И то и другое - явления перманентные. Так можно ли надеяться на то, что Петербург когда-нибудь «скинет» строительные леса и избавится от мозолящих глаза зеленых сеток, которые их покрывают?
- Меня многие спрашивают: когда закончится реставрация Исаакиевского собора? Я говорю: никогда! Настолько велик наш дом, - эмоционально заявляет Буров. - К сожалению, все неодушевленное стареет так же, как и одушевленное.
Монферраново горе
С этим «домом» мороки было всегда достаточно. Архитектор Огюст Монферран трудился над возведением собора 40 лет: прежде чем приступить к закладке, ему пришлось разбирать старую Исаакиевскую церковь - неудачный проект своего предшественника Винченцо Бренны. Все ошибки исправить не удалось: даже после окончания работ состояние Исаакиевского собора признавалось аварийным.
Сейчас в храме периодически проводится мониторинг, в результате которого реставраторы определяют, чем нужно заняться в первую очередь. Недавно закончились работы по восстановлению наружного убранства: открыты скульптура апостола Павла и десятитонная фигура ангела с факелами - эти работы обошлись музею в 28 миллионов рублей. Сейчас реставрируется придел Святой Екатерины, в лесах находится знаменитая храмовая звонница. Не заканчиваются работы и по благоустройству храма: электроэнергия, теплоснабжение - все это требует постоянного внимания и больших финансовых затрат. Зато уже через месяц в Исаакии пообещали запустить долгожданный лифт на колоннаду.
С переходом храмов в ведение города не станут дешевле и билеты для посетителей музеев, но некоторые изменения в ценовую политику все же внесены.
- Сегодня билеты для любого взрослого посетителя стоят одинаково, независимо от того, итальянец он, англичанин или русский, - объясняет Николай Буров. - Есть громадные скидки для льготных посетителей, пенсионеров например. Мы не можем опустить цену ниже, я не считаю, что человек, преодолевший расстояние между Владивостоком и Петербургом за 50 тысяч рублей, не может потратить 250 рублей раз в жизни, чтобы войти в Исаакиевский собор. И я могу отчитаться перед каждым посетителем, как использованы его деньги.
Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото Святослава АКИМОВА