Фиаско
Даже акустика театр не спасет?!
Вторая сцена Мариинки шокировала петербуржцев
Со здания второй сцены Мариинского театра на Крюковом канале наконец-то сняли леса. Хотя сцена начнет функционировать не раньше мая и впереди еще отделочные работы, многие горожане уже дали оценку новострою. Большинство считает архитектурное решение унылым, а само сооружение - неуместным рядом со старинным зданием театра.

Перекрытая панорама
Зачем было устраивать международные конкурсы? Именно такой вопрос хочется задать самым первым, едва взглянув на получившееся сооружение. Ведь больше всего оно напоминает торговый комплекс, каковых в Петербурге возведено немало, практически у каждой станции метро, а рядом с некоторыми - и по нескольку.
Образцы сталинского классицизма - Дворец культуры имени Первой пятилетки и школа, которые снесли ради второй сцены Мариинки, - возможно, смотрелись тоже не идеально, но все же не портили Крюков канал и не перекрывали панораму Никольского собора. Привычный серый куб Дворца культуры, можно сказать, гармонировал со старинным зданием театра, служа ему фоном. Нынешнее сооружение попросту задавило сам Мариинский театр.
Может быть, начинающиеся сейчас отделочные работы выправят положение, а превосходный зал несколько сгладит создавшееся от фасада впечатление? В этом совсем не уверен почетный архитектор России, член Совета по сохранению культурного наследия Петербурга Рафаэль Даянов.
- Конструкция в целом совершенно чудовищно исказила панораму набережной Крюкова канала, - сказал Даянов. - Даже если театр хорош внутри, даже если там потрясающая акустика - все равно мы теряем красивейшее место Петербурга.
Еще более категоричны в оценках простые горожане. Они называют вторую сцену «чудовищным уродством» и даже предлагают творца этого строения перевести из архитекторов в подносчики кирпичей.
Канадский вариант
Как же был найден этот архитектор? Напомним, что сначала за строительство Мариинки-2 взялся француз со «сказочной» фамилией Перро, чей проект победил в международном конкурсе. Но Перро предъявили список из трехсот замечаний, главные из которых сводились к тому, что в Петербурге особые климатические условия, а француз их не учел. Его архитектурное бюро в Петербурге было расформировано, и появился новый генпроектировщик, доработавший проект Перро и снявший все к нему замечания. Да только смета уже по ходу работ подорожала, а строители заявили, что стеклянный купол, разработанный еще Перро, воздвигнуть в принципе не удастся.
В итоге все начали с нуля - был объявлен новый конкурс, и уже по воле третьего по счету генпроектировщика за строительство взялась канадская фирма, которая возвела аналогичный зал в Торонто. Результат особенно хорошо виден со стороны Минского переулка: здание неотличимо от заводского склада, построенного из шлакоблоков.
Таков виртуальный итог 11-летней драматической истории строительства Мариинки-2, стоивший казне 22 миллиарда рублей.
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА
Прямая речь
«Типовое здание советского универсама»
Известные деятели культуры поделились со «Сменой» первыми впечатлениями от Мариинки-2
Альберт Чаркин,
скульптор:
- Буду краток: удручающее зрелище!
Татьяна Буланова,
певица:
- Внешне мне это напомнило типовое здание советского универсама. Рядом с Мариинкой, Консерваторией, Никольским собором оно выглядит убого, несмотря на то что размеры его до странности огромны.
Николай Иванов,
актер:
- Я живу в районе Коломны почти полвека. То, что произошло здесь из-за строительства второй сцены Мариинки, - самая страшная катастрофа за все эти десятилетия. Сооружение ужасное. К тому же оно закрыло вид на Никольский собор со стороны улицы Декабристов и убило сквозные перспективы вокруг. Выглядит все это как инородное тело в здоровом организме.
Виктор Богорад,
художник:
- Пакгауз очень красив! Других слов не нахожу…
Виктор Плешак,
композитор:
- Мне очень нравится «третья сцена» Мариинки: это высочайшего европейского уровня зал с прекрасной акустикой. Про вторую сцену я пока не готов ничего сказать - она не открыта.
Андрей Измайлов,
писатель:
- Не удивлен результатом. Он тривиальный и бессмысленный. Возможно, те же «радости» нас ожидают и при виде стадиона на Крестовском острове.