Театр абсурда
Посол поел с «правозащитниками». В меню была Россия
Американский дипломат Майкл Макфол собрал питерских демократов на «совещание»
На прошлой неделе посол США в России Майкл Макфол посетил Петербург. Одной из основных целей этого высокого визита стала неформальная встреча с питерскими «правозащитниками». Неизвестно, какие надежды представители «секс-меньшинств» и прочие демократы возлагали на сие мероприятие, но никакого финансирования для своих проектов они не получили. Зато Макфол написал в своем интернет-дневнике: «Прекрасно пообедал с лидерами гражданского общества».
Поедание супа происходило за закрытыми дверями Генерального консульства США. Среди 15 избранных «лидеров гражданского общества» оказались преподаватель СПбГУ, известный защитник разнообразных «меньшинств» Дмитрий Дубровский, председатель общественной организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев, бывший депутат ЗакСа Наталья Евдокимова, руководитель «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Элла Полякова, а также Ольга Ленкова - представитель неформальной организации, защищающей интересы гомосексуалистов и лесбиянок.
Какие же темы могла обсуждать такая «радужная» компания? Оказывается, самые насущные. «Правозащитников» очень интересовало, например, мнение посла США по поводу ситуации с… 31-й городской больницей. Казалось бы: где Америка и где это многострадальное лечебное учреждение? И какое значение может иметь в этом вопросе мнение иностранного дипломата? Да и стоит ли так уж подробно посвящать североамериканского господина в наши внутренние - внутригородские! - дела? То же самое можно сказать и о таких темах этой застольной беседы, как состояние Российской армии. Но Майкл Макфол слушал внимательно и с большим интересом.
Любопытно, что на другие встречи посол США спешит с гораздо меньшим энтузиазмом. Например, он проигнорировал приглашение посетить заседание комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей - председатель этого комитета Елена Мизулина просила Макфола предоставить информацию по проблеме усыновленных детей. «У нас нет практики, позволяющей послам свидетельствовать на слушаниях перед органами иностранных парламентов», - отметил дипломат в ответном письме в Госдуму. Не торопится он встречаться и с уполномоченным по правам ребенка в России Павлом Астаховым, который тоже выбрал для беседы неприятную тему: гибель в штате Техас трехлетнего Максима Кузьмина, усыновленного американской семьей. Эта встреча вроде бы все же состоится, но дата ее пока остается открытой.
Возможно, до этого времени петербургские «правозащитники» еще разок успеют закусить вместе с американским послом. Им есть что обсудить! Да вот ведь хотя бы тема «гей»-парада осталась нераскрытой…
Софья МИХАЙЛОВА
Гайд-парк
Какое дело Макфолу до наших проблем?
Что и как действительно стоило бы обсуждать на приеме у американского посла? Этот вопрос «Смена» задала питерским политологам.
Яков ЕВГЛЕВСКИЙ,
историк, публицист:
«Надо уважать друг друга!»
- Интересно, что в число званых гостей вошла и такая «опора демократии», как активистка ЛГБТ-организации «Выход» Ольга Ленкова, под чьим крылом защищают нашу и вашу свободу лесбиянки, «геи», трансгендеры и прочая досточтимая публика. Ну что ж, высокопоставленный (в ранге министра!) дипломат вправе по весомым политическим соображениям встретиться и побеседовать с любыми гражданами страны пребывания. Вопрос даже не в том, с кем он разговаривал, а в том, каким именно темам был посвящен этот многозначительный двухчасовой раут.
Обсуждали «закон Димы Яковлева», касались взаимодействия научных сообществ, затрагивали деятельность некоммерческих организаций, обсуждали вопрос о призыве и службе в Российской армии. Тематика, признаться, несколько удивляет. Если два «первых пункта» вольно или невольно вписываются в рамки межгосударственных связей, то остальное едва ли относится к разряду взаимных интересов. Думается, что можно было бы отыскать куда более важные и полезные темы. Планетарный экономический кризис, обвальная депопуляция культурного мира, охрана окружающей среды, спасение архитектурно-исторических памятников, борьба с эпидемиями, противостояние терроризму, наркомании, незаконной торговле оружием и расщепляющимися материалами… Сегодня мы все в одной лодке, и надо помогать друг другу, а не искать в чужой среде недовольных, готовых (кстати, по обе стороны океана!) бранить свои правительства и взывать к иностранцам.
Валерий ОСТРОВСКИЙ,
политолог:
«А если бы российский посол встречался в Америке с нелегалами?»
- Да, американский посол имеет право знакомиться с разными сегментами общественности страны пребывания, и ничего экстраординарного в такой ситуации нет. Но, с другой стороны, представим себе, что было бы, если бы посол России в США встречался, скажем, с представителями тех сект, которые сжигают Коран. Или с членами формально запрещенного в некоторых штатах, но тем не менее действующего ку-клукс-клана. Или собрал бы у себя в посольстве мексиканских «мокрых спин» - то есть тех нелегалов-эмигрантов, которые за гроши работают на помидорных плантациях Техаса и Нью-Мексико. Как бы отнеслась к таким встречам американская общественность? Мне кажется, что не лучшим образом. Поэтому мы тоже можем и должны высказать свое мнение по поводу таких собраний у посла Макфола.
Совсем недавно я прочел воспоминания Ребекки Мэтлок, супруги бывшего посла США в СССР Роберта Мэтлока. Оказывается, посол и его жена с удивительной деликатностью относились именно к таким вопросам. Они встречались с самыми разными людьми, но Ребекка Мэтлок пишет, что для них всегда очень важно было ни малейшим образом не нарушить баланс добрых отношений между нашими странами. Я бы посоветовал и нашим правозащитникам, и послу Макфолу прочитать эти воспоминания!
Дмитрий ГАВРА,
политолог, профессор СПбГУ:
«Нельзя все сводить к правам меньшинств»
- Встреча с Макфолом проходила в странном формате: в «одном стакане» были смешаны правозащитники и представители разного рода сообществ. Мне кажется, уже в одном этом есть зерно конфликта, потому что таким образом вся защита прав сводится исключительно к защите прав меньшинств.
Мы понимаем, что при всем внешнем политесе российско-американских отношений нам все же приходится существовать в рамках определенного контекста: это «акт Магнитского» и «закон Димы Яковлева», это переговоры по стратегическим и наступательным вооружениям и размещение третьего позиционного района ПРО, это Сирия, наконец. И при проведении такого рода мероприятий не учитывать политический контекст невозможно. А он свидетельствует о том, что отношения в гуманитарной сфере между Россией и США сегодня не очень теплые.
Разумеется, практика встреч с оппозицией всегда присутствовала в повестке дня всех приезжающих американских резидентов. Но есть общероссийские проблемы, которые стоит все же обсуждать внутри страны, а не с самым крупным в мире «правозащитником» в лице Соединенных Штатов Америки.
Подготовила Софья МИХАЙЛОВА