Разгильдяйство

Весенний паводок: вдруг откуда ни возьмись?

Для чиновников Ленинградской области талая вода почему-то оказалась неожиданностью

Времена года сменяют друг друга с завидной регулярностью. Но для чиновников и города, и области это каждый раз становится неприятной неожиданностью. Снег повалил? Надо же! Не успеваем убрать… Потеплело, сосульки летят с крыш на головы прохожих? Надо же! Нет возможности справиться с бедой… Снег растаял и паводок накрыл всю Ленинградскую область? Ну просто удивительное чудо! Выплывайте, граждане!

На самом деле ситуация очень печальна. Реки Тосна, Свирь, Паша и Тихвинка вышли из берегов, подтопив улицы и дома поселков и городов, а также более пятисот приусадебных хозяйств. Пострадали Тосненский, Лодейнопольский, Волховский, Выборгский, Киришский и Тихвинский районы. Пожалуй, проще сказать, где в эти дни не проходили спасательные операции! Всего было эвакуировано более 600 человек. В одном только городе Тосно полностью были затоплены 23 улицы, частично под воду ушли еще 12. Не обошлось и без человеческих жертв: молодая женщина попыталась преодолеть одну из размытых улиц за рулем своего автомобиля, и паводок буквально снес машину в реку. Выбраться из салона не получилось. Подъем реки Тосны в день гибели женщины достигал 6 метров.
Такого, как водится, никто не ожидал - ни чиновники, ни спасатели, ни сами жители области. Которых, кстати, затапливает ежегодно. Они вроде бы уже и попривыкли, но в этом году масштаб бедствия был особенно велик. Дома приходилось покидать буквально всей деревней - как это случилось, например, в Баркове.
МЧС сообщает, что ситуация постепенно стабилизируется - уровень воды в «виноватых» реках снизился. Жители начинают возвращаться в свои подтопленные, размокшие, малопригодные для жизни дома. Что они будут делать дальше? Вероятно, как первобытные люди, уповать на милость природы. Ведь защитить граждан от ее капризов, занимаясь чисткой речных русел, делая нормальный водоотвод, чтобы талая вода уходила быстрее, ни одно ответственное лицо не может. Или… просто не считает нужным?

Софья МИХАЙЛОВА


Гайд-парк 

Хоть потоп!

Неужели города и деревни Ленинградской области обречены ежегодно погружаться в пучину весенних вод? Этот вопрос обсуждают эксперты «Смены».

Сергей ВИНОГРАДОВ,
председатель общественной организации «Зеленый фронт»:

«Генплан Ленобласти составлен неправильно»
- Объективно говоря, минимизировать последствия паводка в этом году было сложно - мне кажется, что МЧС адекватно реагировало на ситуацию. Другое дело, что люди ведь возвращаются в эти жилища, которые затапливает каждый год. А между тем в деревянном доме, в котором вода поднималась на уровень выше 10 сантиметров от пола, жить уже нельзя - он не просохнет никогда! Это плесень и гниль, антисанитария и аварийное состояние. У нас это считается нормальным просто потому, что людям деваться некуда.
На днях губернатор Дрозденко публично признал, что генплан Ленинградской области сформирован неправильно - его делали, прежде всего исходя из пожеланий муниципальных образований. Никто не оценил ситуацию в Ленобласти с глобальных позиций. А ведь тогда было бы понятно, какие площади могут затопляться. И соответственно, обсыпать эти участки. Или же предоставить людям другую землю. Тогда, при составлении генплана, никто об этом не подумал. А теперь для того, чтобы переселить жителей затопленных домов в другое место, нужны очень и очень серьезные средства. Будут ли они найдены? Вопрос!
Кстати, открытым остается и вопрос о том, будут ли учтены особенности паводков при составлении нового генерального плана Ленобласти. Экологи высказали свое мнение на совещании у губернатора, но это еще не дает никаких гарантий.

Юрий ШЕВЧУК,
председатель петербургского отделения Международного Зеленого Креста:

«Гидротехнические сооружения наполовину разрушены»
- Климатическая тенденция заключается в том, что снега выпадает каждый год все больше, а весна наступает все позже и все быстрее. В этом году таяние снега прошло буквально в 3 - 4 дня и при этом сопровождалось ветрами и дождями, что усугубляло ситуацию.
Впрочем, это не первое изменение климата за всю историю поселений в Ленинградской области - такое случалось еще в Средние века! И люди научились с этим бороться. Конкретно говоря, делали водохранилища, строили плотины, а позднее - и малые гидроэлектростанции. Весной это позволяло сдержать паводок, а летом - обладать остро необходимым запасом воды. Приведу цифры: в Ленобласти функционировали 42 малые ГЭС - ныне действуют только две, еще 21 можно восстановить, а 16 испорчены полностью. Существовало также около 200 гидротехнических сооружений. Сегодня 53 из них - на грани разрушения и 63 практически лежат в руинах. Многие из тех плотин, что еще держатся, находятся в аварийном состоянии.
И в этом смысле можно даже понять местные власти, которые предпочитают вообще разобрать эти преграды и надеяться на то, что паводок будет скромным, чем ждать, пока плотину прорвет. Ведь тогда ущерб будет просто колоссальным! Почему никто не спешит заниматься восстановлением этих сооружений? Это никому экономически не выгодно. Те же малые ГЭС, например, сегодня совершенно не востребованы - их энергия весьма дорога и не очень-то нужна Ленобласти.
Ситуация печальная, но не безвыходная. Ведь решение вопроса существует - нужно только найти способ претворить его в жизнь!

Александр КАРПОВ,
директор Центра экспертиз ЭКОМ:

«Петербург тоже может дождаться неприятностей»
- Опыт Крымска никого ничему не на­учил. Ну разве можно ставить дома в зоне возможного прорыва плотины? Так было в Крымске. А ведь в Ленобласти ситуация аналогичная.
Все упирается в жадность муниципальных чиновников, распродающих землю, и еще - в глупость тех, кто покупает «жилье у реки с хорошим видом», не задумываясь о возможных последствиях. Сочетание жадности и глупости приводит к тому, что все это будет повторяться из года в год. И кстати, не только в Ленобласти, но и в Петербурге тоже. Вот сейчас обсуждается корректировка генерального плана города, и в ней совершенно не учитываются зоны постоянных затоплений! А ведь они отлично известны - это участок в Усть-Ижоре, есть у нас и проблема размыва берега Курортного района. Более того, в Финском заливе планируется разработка месторождений песка - и это приведет к усилению размывных явлений.
Через некоторое время те, кто поселился на этих землях, - они ведь выделяются и для застройки, и для разработки! - столкнутся с куда более серьезными проблемами, чем сегодня возникли в Ленобласти.

Подготовила
Софья МИХАЙЛОВА

12.10.2015