От первого лица

Владимир Васильев, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Я иногда скучаю по тем временам, когда не было компьютера в каждом доме!»

Ректор ИТМО считает, что надо подталкивать молодежь к живому общению

Накануне Дня города депутаты ЗакСа по традиции выбрали почетных граждан Санкт-Петербурга. В этом году споры о кандидатах, достойных высокого звания, были даже жарче, чем обычно. Председатель совета директоров Группы компаний «Эталон» Вячеслав Заренков в ходе рейтингового голосования смог обогнать Эдиту Пьеху, Александра Городницкого и Александра Сокурова, но, как и они, к сожалению, не получил необходимого для избрания почетным гражданином числа голосов. В результате высокое звание в этом году досталось только одному человеку, а не двоим, как исторически сложилось. Почетным гражданином Санкт-Петербурга стал доктор технических наук, профессор, глава Совета ректоров петербургских вузов Владимир Николаевич Васильев.Его знают в городе как инноватора, занимавшегося в 90-х годах продвижением Интернета и телекоммуникационных технологий в России, а также как одного из самых успешных ректоров страны, который вывел свой вуз действительно на международный уровень. Студенты возглавляемого Васильевым университета (НИУ ИТМО - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) - регулярно занимают первые места на чемпионатах мира по программированию. При этом ИТМО не теряет своей ведущей роли в научно-фундаментальных исследованиях в области оптики, электроники и лазерных технологий. Впрочем, как выяснилось в нашем разговоре, Владимир Васильев хоть и новатор в науке, но консерватор в душе. А еще - человек, влюбленный в Петербург.


Самый любимый, самый родной…
- Владимир Николаевич, «Смена» поздравляет вас с присвоением высокого звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. И сразу - провокационный вопрос. Вы же много городов повидали. Есть ли такие, которые понравились вам больше Петербурга?
- Красивых городов много, а Петербург один! Он все равно самый любимый, самый близкий, самый родной! Понимаете, здесь же все свое! И хотя Петербург молод по меркам европейских городов, но он обладает и прелестью Европы, и наполненностью нашей традиционной русской, православной культуры. Говоря современными компьютерными терминами, интерфейс у него европейский, а начинка вся наша. Все вместе это, конечно, создает особый колорит. Кроме того, надо понимать, что Петербург - город с сильной индивидуальностью. Кстати, многие старинные города свою особую атмосферу, свой дух уже растеряли. Я такие видел. Очень обидно бывает, когда идешь по центру города с богатой историей, а там мало что сохранилось. Когда сердце города бездумно застроено неуместными высотками и небоскребами, а они ведь однотипные и безликие - стекло да бетон. Поэтому и в Петербурге меня такие процессы очень тревожат. Вот Владимирская площадь и Казанская площадь уже глаз режут. А этот наш скандально знаменитый «Монблан» - я когда на него смотрю, то даже расстраиваюсь! У Петербурга ведь свое уникальное лицо - он такой невысокий, с низкой облачностью, с несколькими красивыми доминантами, он не должен быть высокоэтажным в центре. Здесь многие места намолены. И связаны с людьми, которые в городе жили, творили, которые его защищали и прославляли.
- А какие у вас любимые места?
- Их много, но самые родные - это, конечно, Петропавловская крепость, Троицкий мост, откуда открывается изумительный вид на Неву, Марсово поле, Кленовая аллея, Елагин остров. Особенно хорошо в городе ранним утром, когда нет еще такого количества людей и машин, как днем. Я в свое время, когда жил еще в доме на улице Рубинштейна, ходил пешком на Петроградскую сторону, на работу в ИТМО. Вроде бы расстояние большое, но я быстрым шагом доходил за 50 минут. И эти прогулки ранним утром доставляли мне огромное удовольствие! А наш Елагин остров (буквально на днях проходил через парки) - я там душой отдыхаю. Правда, моя любимая черемуха уже отцвела, зато сейчас очень красиво цветут яблоньки и сирень…

Кто нынче больше петербуржец?
- Насчет духа города. Как вам кажется, изменился ли образ петербуржца? Ведь очевидно, что уровень культуры горожан резко снизился, к тому же Петербург наводнен мигрантами…
- Знаете, я как раз недавно, в мае, был на премьере спектакля «Невский проспект» по мотивам рассказов Гоголя в Александринском театре. И вот там один из острых вопросов звучал так: возможно, в Ленинграде Петербурга было больше, чем в сегодняшнем Петербурге! Действительно, это вопрос крайне актуальный. Сегодня многие мои профессора частенько жалуются на молодежь, на студентов. Дескать, молодые люди вообще перестали читать, общая эрудиция у них низкая, очень редко бывают в музеях и в театрах. Так что опасения, конечно, справедливы, но, мне кажется, петербургская основа все-таки осталась, фундамент вечных ценностей сохраняется. И в петербуржцах по-прежнему сильны порядочность, интеллигентность, деликатность, тонкая эмоциональность. Петербург своей атмосферой продолжает защищать себя, я это вижу даже по своим студентам. У нас в университете почти 70 процентов студентов - это талантливая молодежь из других городов. И Петербург оказывает на них свое мягкое, ненавязчивое воздействие.
- Как известно, звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» дает право законодательной инициативы. На какие ключевые городские проблемы вы бы обратили внимание, что вас больше всего волнует?
- Если говорить о том, что меня волнует именно как петербуржца, то мне не хватает продуманной внятной градостроительной политики. И это касается не только сохранения культурного наследия, но и комплексного планирования территорий, чтобы людям там было комфортно жить и работать. Сейчас по большому счету мы видим какие-то отдельные проекты, и, как мне кажется, многие решения случайные или частные. То есть не учитывается вся окружающая застройка с ее функциями, возможностями и ограничениями в нагрузке, игнорируются проблемы логистики. Второй вопрос, который для меня очень важен, - это безопасность в городе. Сейчас ведь родители опасаются выпускать детей гулять на улице, во дворе. Не дай бог, что-нибудь с ребенком случится!

Реальность интереснее виртуальности
- Так сейчас дети не особо и хотят гулять. Сидят, уткнувшись в экран монитора. У многих больше виртуального общения, чем живого…
- Да, в настоящее время это большая проблема. Я даже иногда скучаю по тем временам, когда не было компьютера в каждом доме! Наверное, из моих уст это звучит странно, ведь я был в числе тех, кто в начале 90-х годов провел Интернет сюда, в Россию. Мы тогда с моими единомышленниками создали федеральную университетскую компьютерную сеть России RUNNet, которая объединила все вузы и научные организации страны. Видели лишь плюсы, которые дает Интернет, мечтали о том, как россияне будут общаться на расстоянии, как расширятся их возможности. А вот лет через десять, в начале 2000-х годов, когда российское общество испытало на себе и минусы, которые принесли новые технологии, у меня появились сомнения: а то ли мы сделали? Конечно, это перегиб, когда дети вместо того, чтобы мяч гонять во дворе, общаться со своими сверстниками, оттачивать свои социальные навыки, заменяют себе живое общение виртуальным суррогатом или вовсе замыкаются в себе. Помню, мы в свое время приходили после школы, бросали портфели и мчались во двор. Улица нас воспитывала в хорошем смысле. Но тогда не было такого количества разной, зачастую вредной информации, не было столько соблазнов. Жизнь была другой. Не могу сказать, лучше или хуже, - просто другой. Сейчас я очень надеюсь, что все-таки не будет дальнейшего более резкого сдвига в сторону виртуализации общения. Надеюсь, нам в России хватит благоразумия пройти между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, пользоваться возможностями, которые предоставляют высокотехнологичные средства связи, с другой - не допустить, чтобы они в плохом смысле стали главенствующими для развития и воспитания ребенка и человека.
- Но вы-то много общаетесь с молодежью, по вашим наблюдениям, каковы тенденции?
- Мне кажется, что все-таки наша молодежь справляется с современными вызовами. И нам надо не ругать ее, а создавать дополнительные возможности и стимулы. Вот буквально вчера, накануне нашего с вами разговора, я был на финале творческого конкурса «Арт-студио» - это творческий конкурс для студентов нетворческих вузов (технических, медицинских и естественно-научных). Три года назад мы поддержали этот проект, и тогда, конечно, не знали, насколько он будет интересен ребятам. Но конкурс в итоге стал популярным, студенты там и танцуют, и поют, и пишут сценарии, и выступают режиссерами… При этом они спорят, придумывают что-то новое, учатся работать в команде, общаются, переживают - в общем, развиваются и раскрывают свой потенциал! Вы знаете, я, побывав на этом финале и увидев, как у студентов глаза горят, как они волнуются, радуются, как болеют за свои команды, как потом делятся впечатлениями и не хотят расходиться, такой позитивный заряд получил! Вообще это хорошее лекарство от хандры. Когда у меня плохое настроение, я смотрю видео­записи наших университетских мероприятий, вижу наших талантливых студентов. И знаете - помогает. Легче становится на душе.

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015