За чистую Неву!
Плавучий позор и ныне там
Корабли-едальни не спешат покидать насиженные места
Третьего августа истек десятидневный срок, в течение которого владельцы «Забава-бара», пришвартованного на Петроградской набережной, обязаны были убрать свою собственность с глаз горожан. Коммерсанты предписания КУГИ не выполнили. По закону городские службы должны были немедленно взяться за дело. То есть отбуксировать корабль-нарушитель принудительно. Но ничего подобного не произошло: «Забава-бар» по-прежнему тешит стриптизом своих посетителей.

Волшебные условия аренды
Договор на аренду участка Петроградской набережной с фирмой «Минхерц и компания» Комитет по управлению госимуществом расторг еще в ноябре 2012 года. И вроде бы «Забава-бар» добровольно согласился уплыть от Петроградской набережной куда подальше в начале навигации - то есть в мае. Но не сложилось. Еще бы - грустно отказываться-то от летних прибылей! В результате КУГИ обратилось в Центр повышения эффективности использования государственного имущества, который и вручил собственникам секс-корабля уведомление о выселении. Все очень официально, жаль только, что результат нулевой!Впрочем, даже это уже можно считать грандиозным прорывом в деле борьбы с нелепыми плавучими ресторанами, захватившими петербургские берега. Ведь раньше чиновники только разводили руками - ничего, мол, не можем сделать. И это несмотря на то, что в нашем городе аж с 2005 года действует запрет на размещение ресторанов, спортивно-оздоровительных центров и иных заведений на плавучих объектах.Чиновники даже изобрели целую теорию для оправдания своего бездействия. В частности, Ольга Барашкина, пресс-секретарь КУГИ, объясняла журналистам: если договор аренды с владельцами судна был заключен до 2005 года, то даже когда срок его действия истекает, при отсутствии долгов и других нарушений он все равно продолжает действовать, причем в режиме неопределенного времени!На таких поистине волшебных условиях в нашем городе длительное время работали плавучие рестораны.
Суд да дело
Ситуация сложилась вопиющая. И вот наконец она стала меняться! «Совершенно неожиданно» выяснилось, что КУГИ вполне имеет право расторгать договоры с поддельными кораблями в одностороннем порядке. Именно так и было сделано с полным разнообразных страстей «Забава-баром». За ним пришла очередь не менее скандального «Летучего голландца», пришвартованного у Мытнинской набережной.Конечно, сыграли свою роль выступления прессы, в том числе публикации в «Смене». Мы разворошили этот улей. Посылали запросы в КУГИ и горпрокуратуру. Задавали неудобные вопросы чиновникам Смольного.Сначала это была крепостная стена. Потом она дала трещину. В феврале губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в ответе на запрос одного из депутатов ЗакСа сообщил, что КУГИ рассматривает вопрос «о наличии оснований для проведения претензионно-исковой работы», результатом которой стало бы досрочное расторжение договора с ООО «Летучий голландец». Основания в итоге нашлись: корабль незаконно пришвартовал к своему борту понтон, на котором расположились ресторанные столики и шезлонги. Так разрослась и без того грандиозная полезная площадь этого плавучего сооружения. Спору нет, нарушение более чем существенное. Непонятно только, почему этот самый понтон оставался невидимым для чиновников целых 6 лет - ведь впервые он появился при «Голландце» еще в 2007 году. Сначала хозяева трехлетие судна на нем отпраздновали, затем бои лиги «Микс-файт-1» проводили (Вадим Финкельштейн, совладелец плавсредства, покровительствует еще и бойцам), после этого ресторан открыли. Который наконец-то и рассмотрели представители городской администрации! 22 июня договор с «Летучим голландцем» был расторгнут, и все данные об этом направлены в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.«Летучий голландец», даром что муляж, решил не сдаваться без боя. Как уже сообщала «Смена», его руководство обратилось в Арбитражный суд с иском к КУГИ - «о признании недействительным ненормативного правового акта», а также с ходатайством о принятии обеспечительных мер. И увы - 16 июля это ходатайство было удовлетворено! Нетрудно догадаться, что владельцы сверхприбыльного корабельно-ресторанного бизнеса будут пытаться оспорить решение КУГИ и дальше.
Да что им наша «небесная линия»?!
Этим деловым людям есть за что бороться. По официальным данным, площадь «Летучего голландца» с многочисленными палубами составляет 2800 квадратных метров (это без учета нагло размещенного у борта понтона!). А арендная ставка - 338 908 рублей 50 копеек в месяц. Путем простого деления получаем удивительную цифру - 121 рубль за квадратный метр в месяц. Именно столько платят нашему городу дельцы - за фитнес-клуб, за сауну, за рестораны на борту, число которых сегодня трудно уже даже и подсчитать! И все это - с уникальным видом на центр Санкт-Петербурга. С палубы открывается великолепная петербургская панорама. Но она совершенно недоступна тем, кто не может позволить себе отведать элитную летучеголландскую «черную треску с рагу из шпината и улиток» за 2000 рублей. Ведь для простых горожан чудесный вид загораживает мутный деревянный бок корабля-призрака!Нет никаких сомнений, что само существование объектов, подобных «Летучему голландцу», наносит удар по имиджу Петербурга, по его репутации музея под открытым небом. Александр Марголис, председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, убежден, что набережные всех малых рек и каналов нашего города, не говоря уже о набережных Невы, относятся к объектам культурного наследия.- Когда у гранитной набережной швартуется уродливая громадина - это вторжение на территорию памятника, вторжение в сам памятник, - отмечает градозащитник. - И все, что мешает людям любоваться городскими ансамблями, должно пресекаться.Очень точные слова. Да и Дмитрий Сергеевич Лихачев, впервые назвавший «небесную линию» особым культурным достоянием нашего города, говорил, что «здания резко разновысотные, поставленные изолированно, нарушают типичную для Ленинграда «небесную линию», создают мрачную хаотичность». Это в полной мере можно отнести и к огромным многопалубным псевдокораблям, прилипшим к набережным Невы. Великий академик, вероятно, и представить себе не мог такого безобразия прямо напротив Петропавловской крепости!
Ставь ресторан хоть поперек Невы?
Надо сказать, что хозяева «Летучего голландца» не замечают ни уродства своего детища, ни вышеупомянутых упоительно низких арендных ставок. Напротив, Вадим Финкельштейн в одном из своих интервью пожаловался: мол, мы платим налоги, мы оплачиваем аренду - при том, что это, по сути, два метра на набережной, где располагается вход на корабль… То есть мрачная громадина плавучего фитнес-клуба-ресторана как бы не считается - ведь она качается на Неве! Из подобной логики следует, что невская вода у нас - опять же как бы - «ничейная»…Получается - ставь свое плавсредство хоть поперек Невы? Похоже, к этому и стремится «Летучий голландец»: пристроит еще парочку понтонов и по главной петербургской реке в районе Мытнинской набережной никто проплыть уже не сможет…Впрочем, о чем говорить, если даже история создания «Летучего голландца» началась с лукавства: владельцы уверяют, что это копия старинного парусника. Но известные художники и искусствоведы не раз утверждали, что ничего общего с гордыми голландскими судами просевший под собственной тяжестью «мамонт» не имеет!Дальше было много интересного: например, на его борту Сергея Матвиенко, сына экс-градоначальницы Петербурга, принимали в самураи в 2005 году. А в 2006?м здесь же веселились депутаты Законодательного собрания, празднуя окончание парламентского сезона. А еще здесь выступают разнообразные поп-звезды, проходят корпоративы крупнейших питерских компаний… Может быть, именно это позволило брату владельца судна, одиозному президенту т. н. «Корпорации PMI» Евгению Финкельштейну, написать на днях в своем интернет-дневнике, что лучше бы «убрать Смольный», а не «Летучий голландец»?Хотелось бы надеяться, что времена, когда такое развитие событий могло оказаться вполне возможным, давно прошли.- Было бы смешно, если бы Финкельштейны решали судьбу Петербурга, - рассуждает Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». - Что такое «Летучий голландец»? Иллюзия, корабль, который то появляется, то исчезает. А Петербург стоял и будет стоять!
Посмотрите, кто уплыл
Надежда на справедливость есть. Сегодня администрация города заняла довольно жесткую позицию по отношению к тем, кто уже посчитал было водные пространства Петербурга своей собственностью.Отбуксирован на штрафстоянку «Кронверк», незаконно простоявший у Адмиралтейской набережной целых три года! Исчез дебаркадер «Парус», стоявший около Ждановской набережной. Еще один плавучий монстр в этом году в северной столице просто не появился: не был заключен договор с ООО «Фарсей», планировавшим установить ресторан «Серебряный кит» (в виде гигантской рыбины) у набережной Лейтенанта Шмидта. В конце июля был закрыт плавучий бар «Woodbarge» у набережной реки Фонтанки.Осталось отбуксировать куда-нибудь за город «Забава-бар», окончательно разобраться с «Летучим голландцем» и разорвать договор аренды с «Тутси». Не такой уж маленький объем работ - как показала практика, судебные разбирательства и попытки куда-либо переместить судно могут длиться годами! Но может быть, в этот раз город взялся за дело всерьез?
Софья МИХАЙЛОВА
Фото Святослава АКИМОВА