Проблема
Морской вокзал с туманным будущим
Одно из самых известных зданий Петербурга уже несколько лет окружено синим строительным забором. И простоит он еще долго
Есть такая точка на карте нашего города - Морской вокзал. Его адрес: площадь Морской Славы, дом 1. Когда-то это здание было своеобразным морским символом Петербурга: здесь высаживались на нашу землю прибывающие морем гости из Германии, Швеции, Финляндии… Теперь здесь уже много лет царят разруха и синие строительные заборы, с эпохи Матвиенко ставшие настоящим проклятием северной столицы. А что происходит за ним, за этим убогим ограждением? Ответ на этот вопрос удивителен: «Ничего!»
49 лет рабства
Дело в том, что само здание и прилегающая к нему территория (а это 67 тысяч квадратных метров!) принадлежат не городу, а фирме под незатейливым названием «Морской вокзал». Будем точны: бизнесмены взяли все это в аренду, которая, правда, больше напоминает собственность - длительность ее составляет 49 лет, и истечет срок лишь в 2047 году. Два года назад город попытался расторгнуть этот со всех сторон невыгодный ему договор. Но увы - суд встал на сторону большого бизнеса.
- У КУГИ были претензии к арендатору по факту перепланировки арендуемого объекта, - объясняет Оксана Шульга, официальный представитель Комитета по управлению городским имуществом. - Соответствующий иск - о расторжении договора и выселении - был направлен в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решением суда в иске комитету было отказано, а наши апелляционные и кассационные жалобы на данное решение оставлены без удовлетворения. На сегодня между КУГИ и фирмой «Морской вокзал» имеется действующий договор аренды.
Запрет на долгострой
Раскроем эту ситуацию чуть подробнее. Город хотел не только расторгнуть договор, но еще и взыскать 19 миллионов рублей - в качестве штрафа за нарушение условий договора. Ведь согласно этому документу арендаторы Морского вокзала должны были бы обеспечить доступ на территорию всем желающим, сделать открытую парковку и разбить газоны. Сегодня доступа к морю рядом со злосчастным зданием нет, а попасть внутрь могут лишь избранные. Но Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в котором рассматривалось дело, счел, что синий забор, преграждающий вход в Морской вокзал простым петербуржцам, вполне законен - его установка согласована с Государственной административно-технической инспекцией и связана с работами по консервации строительства.
Ох уж это строительство! Здесь же, на заборе, висит бесстыдное объявление: мол, работы по реконструкции Морвокзала начались в 2007 году и закончатся в 2009-м… Невольно засомневаешься - а какой нынче-то год на дворе?
Еще в октябре 2011-го губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко аннулировал разрешение на строительство второй очереди вокзала. Причина проста: затянувшийся долгострой. Да к тому же за эти годы в Петербурге появился новый современный пассажирский порт - «Морской фасад».
«Монблан» номер два?
В результате все начавшиеся работы были законсервированы. Но и сегодня еще можно увидеть (например, на сайте компании) изображение несостоявшегося нового Морского вокзала. Это должна была быть 13-этажная громадина общей площадью больше 50 тысяч квадратных метров. В ней разместились бы и парковка, и гостиница, и конференц-залы, и фитнес-клуб, и, разумеется, впечатляющий своими размерами бизнес-центр. Куда же без него! Ведь сдавать офисы в одном из самых престижных мест северной столицы, с прекрасным видом на Финский залив, - это не крупногабаритные суда принимать. И гораздо проще, и куда выгоднее!
Здание должно было «радовать» глаз обилием стекла и бетона. И этим, и своими «ультрасовременными» очертаниями оно здорово напоминало «Монблан» - дом-махину, признанный самой уродливой новостройкой Петербурга и главной градостроительной ошибкой последнего десятилетия. И то, что оно так и не выросло на Васильевском острове, - пожалуй, единственный положительный момент во всей истории с Морским вокзалом.
Спасают лишь паромы
Да, но что будет с ним теперь, после замораживания проекта? Вот уже два года Морской вокзал находится буквально в подвешенном состоянии. Одноименная фирма начала процедуру банкротства - дело это небыстрое, тоже требующее судебных разбирательств.
Тем временем держаться на плаву Морскому вокзалу позволяет лишь один крупный клиент - паромный оператор «St. Peter Line», организующий водное сообщение с Таллином, Хельсинки и Стокгольмом - туристическое и грузовое. Руководство этой компании не раз выражало желание переключиться на «Морской фасад», но последний не имеет статуса грузового порта - он принимает лишь пассажиров. Отходящие от него грузовики значительно ухудшили бы и без того напряженную дорожную ситуацию на Васильевском острове. А для паромов перевозка грузов (в том числе и автопоездов) - это очень существенная статья дохода.
Ситуация изменится только тогда, когда будет открыт центральный участок Западного скоростного диаметра. Ожидается это лишь к 2016 году. Нетрудно предположить, что и синий забор вокруг Морского вокзала простоит еще долго. Тем более что администрация города расписалась в собственном бессилии и никаких попыток возобновить судебные разбирательства не предпринимает.
Софья МИХАЙЛОВА
Фото Святослава АКИМОВА
Архитектурный аспект
Что имеем - не храним?
Снос нынешнего Морского вокзала станет серьезной ошибкой
Нынешнее здание Морского вокзала приговорено к демонтажу как морально устаревшее и не имеющее художественной ценности - такое решение принято администрацией Петербурга еще в 2008 году. Но так ли уж бесполезен этот дом-корабль с балконами-парусами?
Семиэтажное здание со шпилем, на острие которого гордо вознесся традиционный для Петербурга кораблик, по своим техническим характеристикам способно принять до 1 миллиона пассажиров в год. Пожалуй, такая цифра вполне достаточна для сегодняшних нужд Морского вокзала и даже превосходит их! Но главное - даже не в емкости и возможностях помещений. Ведь не в таком уж далеком от нас 1984 году архитектор Виталий Сохин получил за эту работу Государственную премию СССР. Здание Морского вокзала стало первым (и единственным в Петербурге!) образцом футуристической архитектуры.
- Я считаю, что это выдающееся произведение искусства, - говорит скульптор Альберт Чаркин, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. - Будет очень и очень жаль, если его снесут из каких-то чисто практических соображений. Его обязательно нужно сохранить: уверен, можно придумать такой план реконструкции территории, при которой можно было бы и прибыль получать, и Морской вокзал не разрушать!
Впрочем, современные бизнесмены-арендаторы вряд ли прислушаются к мнению человека, девять лет возглавлявшего Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Ведь официально здание Морвокзала ценности не представляет - значит, можно крушить со спокойной совестью!
- К сожалению, наши законы таковы, что объектом культурного наследия не может являться ни здание, ни памятник «моложе» 40 лет, - объясняет Антонина Елисеева, координатор движения «Живой город». - Такая практика, конечно, губительна для многих выдающихся построек. Эту законодательную норму следовало бы изменить, а срок - сократить. Иначе в ближайшем будущем нам придется пожалеть о многих потерях!
Хотя предприимчивые дельцы уже частично разобрали «приговоренное» здание, судьба Морского вокзала и прилегающих к нему территорий пока окончательно не решена. И еще есть время задуматься о том, что Государственной премией СССР награждали лишь «за выдающиеся творческие достижения в области науки и техники, литературы и искусства». Ее получали в том числе создатели программы «Время» и фильма «Москва слезам не верит», ставших символами своей эпохи. Можно привести пример и из области архитектуры - это проект столичной Олимпийской деревни. Пришло ли время разрушать и вычеркивать достижения лучших творцов Советского Союза? Мы уверены - конечно же, нет.
Софья МИХАЙЛОВА
Фото Святослава АКИМОВА