Руками не трогать!
НеСносно!
Начались пикеты в защиту дома № 36 по улице Мира, приговоренного застройщиком к сносу
У дома № 36 по улице Мира на минувшей неделе прошел градозащитный пикет. Члены организации «Живой город» держали в руках плакаты с требованием сохранить историческое здание. Здесь, в тихом уголке Петроградской стороны, может вырасти восьмиэтажный монстр из стекла и бетона. Застройщик уже вырубил сквер, располагавшийся во дворе дома. Похоже, что и снос здания не за горами. Если застройщика не удастся остановить.

Печально, что разрушения (хотя бы в виде уничтоженного сквера) уже есть, а что будет строиться - непонятно. Градостроительный совет раскритиковал проект, предполагающий появление на этом месте элитного дома.
Нынешнее здание - памятник архитектуры в стиле русский модерн. Его возвел в 1902 году архитектор Дмитрий Крыжановский. До 1917-го в нем жили купцы Коровины, а после - простые советские граждане. К 2011 году дом был расселен и продан - теперь здесь правит бал застройщик с маловразумительным названием «Коннолахтинский, 55».
Казалось бы, вот и строил бы что хочет по одноименному адресу! В конце концов, рядом с Коннолахтинским находятся Тупиковая и Рядовая улицы, пейзаж довольно уныл. И украсить его мог бы даже «привет из 90-х» (так отозвался о проекте застройщика известный петербургский архитектор Никита Явейн). Но нет, нацеленным на крупную прибыль инвесторам подавай исторический центр!
Да вот только горожанам он тоже нужен, и в защиту приговоренного здания начались пикеты. Хватит уже бизнесу наживаться за счет разрушения старого Петербурга!
Софья МИХАЙЛОВА
Фото Святослава АКИМОВА
Гайд-парк
Строю то, не знаю что
Как вообще получилось, что в нашем городе, в историческом центре - на Петроградской стороне, на месте старинного здания планируется стройка неизвестного объекта? На эту тему рассуждают эксперты «Смены».
Дмитрий ЛИТВИНЕНКО,
координатор движения «Живой город»:
«Застройщику - прибыль, городу - убытки!»
- В сложившейся ситуации виновато наше законодательство. В нем по-прежнему остаются лазейки для того, чтобы действовать столь беспардонным образом. Кроме того, насколько я знаю, на федеральном уровне всерьез обсуждаются поправки к действующим законам, которые официально разрешат застройщикам проводить предварительные работы до получения разрешения на строительство. Легко себе представить, какими разрушениями это обернется.
Надо вообще прекращать строительство элитного жилья в центре города - он и так переуплотнен. Все это строится в скверах, ради них рушатся дома и используются последние ресурсы земли, на которых можно было бы построить что-то полезное - детский сад, например. Застройщики получают прибыль, а город - одни убытки.
Что касается ситуации вокруг дома на улице Мира, 36, то при благоприятном развитии событий будет проведена независимая техническая экспертиза здания, изучены возможности его восстановления - и, если таковые будут, застройщика заставят заняться ремонтом и реставрацией. В худшем же случае застройщик сначала пригонит строительную технику и снесет дом, а потом отделается легким испугом, потому что серьезных санкций за такие нарушения у нас не предусмотрено.
Мы постараемся помешать второму варианту, но тут многое зависит от воли городских властей. Если представители Госстройнадзора будут эффективно выполнять свои обязанности и быстро реагировать на сигналы о начале незаконных работ, тогда у этого дома больше шансов. А если чиновники будут неделями проводить проверки, то у застройщика окажутся развязаны руки.
Михаил МИЛЬЧИК,
член Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга:
«Увы, точка зрения архитекторов значения не имеет»
- Боюсь, что дело плохо. Градостроительный совет может дать рекомендацию, но не принимает решений. Если застройщик получит разрешение на строительство, то он сможет строить, невзирая на решение Градостроительного совета.
Вы скажете, что это абсурд? Соглашусь с вами. Раньше главный архитектор города, он же председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, должен был поставить свою подпись на проекте и сделать его таким образом легитимным. Если он этого не делал, авторы проекта не получали разрешения на строительство. Сегодня главный архитектор этого права лишен. Это абсолютно неправильно! Получается, что у нас нет персональной ответственности. Раньше можно было сказать, например: в том, что в городе построен «Монблан», виноват Александр Викторов - он подписал разрешение. Нужно вернуть это право подписи, делающее главного архитектора - не побоюсь этого слова! - соучастником строительства. А он в свою очередь должен разделить бремя ответственности с Градостроительным советом.
Сейчас же точка зрения архитекторов имеет нерешающее значение. Это может иметь печальные последствия и для здания на улице Мира, 36. Единственное, что тут можно сделать, - привлечь интерес общественности и обратиться к губернатору. Только он своей властью может принять решение о судьбе этого проекта.
Сергей МАЛИНКОВИЧ,
руководитель общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области»:
«Для некоторых чиновников наш город ничего не значит»
- Была иллюзия, что со сменой руководства города будет наведен порядок в сфере градостроительства. А в итоге ситуация в какой-то мере даже ухудшилась. Стало меньше громких проектов, зато появилось много локальных градостроительных ляпов, и «продавливают» их гораздо более настойчиво, но без лишнего шума. Особенно это характерно для Центрального района.
Хочу сразу сказать, что районные администрации не всегда могут как-то противостоять интересам крупных финансовых лоббистов, которые имеют влияние в городском правительстве. Да и губернатор-то не всегда может! Ведь Георгий Полтавченко остановил массу сомнительных проектов, которые остались еще от прошлого начальства. Но в последнее время в администрацию приходят люди, далекие от проблем Петербурга, никак с нашим городом не связанные. В то же время общественное противостояние снизилось. Раньше источником протеста в том числе было Законодательное собрание - сегодня оно практически беззубо.
Что тут можно сделать? Вернуться к опыту прошлых лет, когда для предотвращения градостроительных ошибок объединялись разные силы, на улицы выходили тысячи людей - и администрация города вынуждена была останавливать одиозные проекты. Надеяться не на кого. По моей оценке, в городских верхах слишком много людей из других регионов. Для них старый Ленинград и его неповторимый ландшафт - это всего лишь странные слова, не имеющие отношения к реальности.
Подготовила
Софья МИХАЙЛОВА