В добрый путь!

Микроны безопасности

В Петербурге работает главный российский железнодорожный центр метрологии

Недавно в Петербурге открылся Октябрьский центр метрологии, который по своим функциям и уровню стал ведущим метрологическим предприятием на российских железных дорогах. Здесь, как считают сами железнодорожники, находится сердце системы контроля и обеспечения безопасности на стальных магистралях. Сюда привозят на калибровку и поверку приборы измерений, которые используются в железнодорожной технике. Также в центре разрабатывают современные эталоны, стандарты, техническую документацию, ведут научную работу и готовят специалистов-метрологов высочайшего класса для всей железнодорожной системы страны.



С напутствием Менделеева
Новый центр разместился в здании бывшего депо на станции Предпортовая. Раньше здание находилось в плачевном состоянии, но его отремонтировали и сделали все, чтобы создать нужные условия для лабораторий ОЦМ. А требования у метрологов очень высокие - в лабораториях должны соблюдаться определенные параметры по климату, влажности, температуре, запыленности и т. п.
В холле недавно созданного Октябрьского центра метрологии нас встречает плакат со словами знаменитого ученого Дмитрия Менделеева: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Слова Дмитрия Ивановича здесь крайне уместны, ведь он стоял у истоков российской метрологии.
- Кстати, Петербург считается родиной российской метрологии. Справедливо, что именно здесь был создан головной железнодорожный метрологический центр страны, - отмечает начальник ОЦМ Константин Коротаев. - При этом наш центр объединил разбросанные до этого метрологические подразделения Октябрьской железной дороги. Ранее они были разрознены и часто дублировали функции друг друга, а сейчас работа проходит на единой производственной площадке. Хотя, конечно, остались удаленные узловые лаборатории в других крупных городах, расположенных в границах ОЖД.

От точности зависит безопасность
Из холла мы сразу же попадаем в бюро приемки-выдачи средств измерений. Местные работники шутят, что как театр начинается с вешалки, так и Центр метрологии начинается с бюро приемки. Сюда привозят всевозможную измерительную технику, чтобы проверить ее исправность. Для удобства в бюро все разделено по цветам. В желтых ящиках лежат приборы, которые еще не прошли проверку, в зеленых - уже прошедшая экспертизу исправная техника, в красных - неисправная. В ближайшем желтом ящике мы натыкаемся на манометры - один из обязательных приборов измерений в кабине машиниста поезда.
- В поезде манометр, как правило, измеряет давление в тормозном механизме, - рассказывает начальник отдела организации метрологического обеспечения ОЦМ Виктор Мейер. - Тормоза срабатывают от сжатого воздуха, и величину сжатия этого воздуха контролирует манометр. Показания этого прибора очень важны для того, чтобы машинист принимал правильные решения. Сами понимаете, что любой выход давления за пределы установленного допуска может привести к аварийной ситуации. Например, состав нельзя будет стронуть с места или, наоборот, его нельзя будет остановить. Чтобы понимать ситуацию, машинист должен быть уверен, что давление именно такое, как показано на приборе. Для сравнения представьте, что у вас новые тормозные колодки на машине. Вам к ним нужно привыкнуть и приноровиться, чтобы, например, не затормозить слишком резко. Вот только на машинисте ответственность значительно больше, и метод проб и ошибок ему не подходит.
Отдельно работники центра проверяют корректность грузовых весов, которые действуют на объектах железной дороги. Весы, как ни странно, тоже важны для безопасности на путях. Ведь на них ориентируются, загружая вагоны товарами. У всех грузовых вагонов есть своя максимальная грузоподъемность (обычно это 90 - 100 тонн), и если случайно или специально весы будут показывать меньше, чем на самом деле весит товар, то возможны поломки вагона и возникновение аварии.
Для проверки грузовых весов в ОЦМ есть специализированные весотоварные вагоны. Мы выходим на улицу, чтобы понаблюдать за работой такого контрольного устройства. Принцип прост - вагон перевозит подъемный кран и 58 эталонных гирь. Метрологи доставляют вагон на место проверки, нагружают исследуемые весы гирями и сверяют показания весов.

Ультразвук ищет трещины
И все же из поверочных лабораторий и отделов ОЦМ наибольший интерес у нас вызвал участок испытаний дефектоскопов. Эти приборы на железной дороге используются повсеместно и имеют огромное значение - они с помощью ультразвука проверяют рельсы на появление трещин, деформаций и других дефектов. Частота проверок зависит от важности определенной магистрали. Например, такие напряженные по использованию железнодорожные линии, как Санкт-Петербург - Москва, проверяются дефектоскопами раз в неделю. А вот другие, менее оживленные пути могут обследоваться и раз в несколько месяцев.
- Конечно, это крайне важная работа, - говорит Виктор Мейер. - Ведь трещина в рельсе обычно даже не видна при внешнем осмотре. Зачастую она находится внутри рельса, и просто так вы ее ни за что не увидите. При определенных неблагоприятных обстоятельствах, если, например, ударили резкие заморозки, трещина расширяется, и в какой-то момент под очередным поездом железнодорожное полотно может сильно деформироваться. Это очень опасно!
Тем временем специалист лаборатории как раз испытывает один из дефектоскопов в так называемом «демонстративном тупике». Оказывается, здесь, на путях длиной всего несколько метров, спрятано аж 25 основных дефектов, которые могут возникнуть на железнодорожном полотне! Прибор, зондирующий рельсы акустическими волнами, должен почувствовать их все, подать нужный сигнал проверяющему, вывести информацию на дисплей и зафиксировать ее в регистраторе информации. Надо сказать, это современный вариант дефектоскопа, а вот раньше техникам приходилось ориентироваться только на свой слух - звуковой сигнал прибора менялся при обнаружении отклонения в конструкции рельса. Наука не стоит на месте, и сейчас уже существуют вагоны и даже локомотивы-дефектоскопы. К слову, такой специализированный локомотив может снимать показания с железнодорожных путей, двигаясь со скоростью 200 км/час! Увы, подобный шедевр технической мысли у нас на вооружении пока только в единственном экземпляре.

Проверить надо все!
В лаборатории линейно-угловых измерений в основном проверяют шаблоны, которые используются для измерения ширины колеи, колесных пар, скоб, обода колеса и прочих деталей в таких важных механизмах, как, например, автосцепка. Специалисты депо, которые регулярно проверяют техническое состояние вагонов и локомотивов, с помощью этих шаблонов выявляют возможные деформации.
- Ориентируясь на шаблон, техник определяет, как сильно за время эксплуатации изменилась форма детали, - поясняет заместитель начальника ОЦМ Елена Муравьева. - Если износ детали не запредельный (существуют нормы по допустимым отклонениям), тогда вагон отправляется и дальше эксплуатироваться. А если деталь стерлась уже слишком сильно и это выходит за рамки допусков, то она должна быть заменена.
Специалист при нас как раз проверяет шаблон на суперточном горизонтальном длиномере. По сути, это навороченная и сильно модифицированная линейка, которая измеряет большие объекты с точностью до одной десятой микрона. Для сравнения, ширина человеческого волоса в среднем составляет целых 50 микрон!
В лаборатории теплотехнических измерений мы оказались в момент проверки инфракрасных термометров. Этот прибор хорош тем, что определяет температуру на расстоянии. Вот раньше, если, допустим, букса на колесе (связующее звено между колесной парой и рамой вагона) перегревалась, осматривающий должен был это определить в соответствии с инструкцией «органолептически». То есть поднести руку к детали и почувствовать, идет ли жар. Сегодня для более точных измерительных работ используется дистанционный термометр, который выдает результат почти мгновенно.

Уникальный музей
При Октябрьском центре метрологии создается музей железнодорожной метрологии. Здесь уже сейчас - множество уникальных экспонатов.
Вот, например, топографический транспортир 1874 года выпуска. А вот - паровозные манометры, изготовленные в начале XX века. Рядом с ними - механический паровозный скоростемер и дореволюционный амперметр, размещенный в обычном часовом корпусе.
Помимо устройств, которые использовались именно на железной дороге, в коллекции музея есть и другие предметы измерений - бытовые. Вот, например, уже почти забытые темно-синие весы с красной стрелкой, которые стояли на прилавках почти всех советских магазинов. А на чашах весов разместились гири, в том числе и очень редкая - фарфоровая. Такие гири делали после войны, когда металла не хватало. Впрочем, как заверили нас в музее, хоть и кажется, что гиря сделана из хрупкого материала, на самом деле она очень прочная.
Напоследок метрологи рассказали корреспондентам «Смены» несколько железнодорожных анекдотов и похвастались, что у них есть свой собственный ОМОН. Да-да, это не шутка! ОМОН расшифровывается как Отдел метрологического обеспечения и надзора. И пусть специалисты этого отдела не ходят в камуфляже и с дубинками, однако тоже стоят на страже порядка и безопасности. Правда, безопасности технологической и производственной.

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015