Подземный мир

Метро-невидимка

Скорее всего, петербуржцы так и не увидят новых станций метро «Улица Савушкина» и «Новокрестовская»

Новые станции Невско-Василеостровской линии вряд ли будут построены к 2018 году, а точнее, к чемпионату мира по футболу.

Впрочем, до того, чтобы копать, дело даже дошло - это-то и тревожит экспертов, дающих неутешительные прогнозы. Если многострадальный стадион на Крестовском, будущая «Зенит-Арена», все же подает хоть какие-то признаки жизни (пусть и очень слабые - с учетом потраченных сил и средств), то для продолжения Невско-Василеостровской линии еще даже не выбран подрядчик!
По словам главы петербургского отделения Тоннельной ассоциации России Николая Кулагина, возглавлявшего институт «Ленмет­рогипротранс» на протяжении трех десятилетий, все сроки упущены: начинать работы нужно было как минимум в четвертом квартале 2013 года! И никакое дополнительное федеральное финансирование в размере 12 млрд. рублей ситуацию, вероятнее всего, уже не спасет, ведь даже тендеры на строительство станций еще не объявлены. Причина достаточно катастрофична: проекты линий до сих пор не прошли Главгосэкспертизу. Каким впечатляющим скандалом обернется эта черепашья медлительность, если объект не будет сдан в эксплуатацию к чемпионату мира по футболу, объяснять, наверное, не нужно.
Те же опасения вызывает и строительство новых станций правобережной линии -  «Большого проспекта» и «Театральной». Ситуация на этом участке абсолютно аналогична (разве что без угрожающего призрака неотвратимо приближающегося футбола).
Более того, известное беспокойство можно ощутить, узнав, что конкурс на строительство второй очереди Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная» в Шушарах, а также на строительство и проектирование электродепо «Южное» выиграла корпорация «Трансстрой», принадлежащая Олегу Дерипаске. Как этот олигарх «реконструировал и перестроил» сначала Новую Голландию, а затем и Апраксин двор, знают все горожане. А именно - никак: лишь продержал эти памятники старины несколько лет за синими строительными заборами.
Остается лишь надеяться, что новые станции петербургского метро не ожидает та же судьба.

Софья МИХАЙЛОВА

 

Гайд-парк

За что нам эти муки?

Почему в Москве метро развивается бодрыми темпами, а в Петербурге каждая станция рождается в муках? На эту тему рассуждают эксперты «Смены».

Сергей МАЛИНКОВИЧ, руководитель общественной организации
«Коммунисты Петербурга и Ленинградской области»:
«Руководство метрополитена нужно менять»
- Будем объективны: в нашем городе меньше денег, чем в столице. Но вместо трех станций, построенных в последнее время и буквально сидящих друг на друге в центре, нужно было бы усилить удаленные районы - например, провести метро в Колпино. Кроме того, при действовавшей до недавнего времени администрации инвестиционный климат в Петербурге ухудшился - больших проектов боялись, и деньги из города стали уходить. Мы простой стадион построить не можем, что уж говорить о метро! Все, что сейчас реализуется, - это планы, разработанные еще первым секретарем Ленинградского обкома Романовым. Просто смешно: качественно изменилась экономика, функции города, нагрузка на него, а ничего нового у нас придумать не могут! Нельзя не затронуть и тему поисков альтернативы метро. Например, из Купчина в Пулково хотят протянуть монорельс, то есть слепо скопировать московский образец.  Это амбициозный в худшем смысле проект, оттягивающий на себя время, деньги и человеческие ресурсы. Нужно просто протянуть метро до аэропорта, что, кстати, сегодня сделано в большинстве крупнейших городов Европы. Потому и не успеваем с метро: не выстроена система приоритетов, нет достаточного количества профессионалов в этой области.
Кстати, хочу отметить, что работу нашего метрополитена в целом мы оцениваем крайне негативно. Взять хотя бы так называемое усиление безопасности: теперь люди с неясным статусом могут остановить и обыскать любого пассажира. Это уж вообще ни в какие ворота не лезет! Давно пора менять руководство метрополитена!

Владимир ВАЛДИН, эксперт общественной организации
«Петербуржцы за общественный транспорт»: 
«Подземка в Петербурге - это кунгла!»
- В эстонском языке есть понятие «кунгла» - это некая звезда, до которой дотянуться невозможно, но всякий о ней мечтает. Так и петербургский метрополитен: его строительство - скорее обещание «светлого будущего», в которое верят жители отдаленных районов. Назовем вещи своими именами: эти люди успеют жизнь прожить, а метро в тех краях так и не появится.
Транспорт - штука политическая, и основное отличие Петербурга от Москвы состоит в том, что там хватает денег обеспечивать эти самые политические заявления, касающиеся развития метрополитена. Есть конкретные цифры: даже в лучшие времена в нашем городе строилось не более 1 - 1,5 станции в год. И это при условии достаточного финансирования и согласованности планов всех организаций, ответственных за проведение работ. А какое может быть строительство, если постоянно меняются планы и все перспективы развития метрополитена имеют форму даже не официального документа, а некой схемы, нарисованной в скетчевом режиме, и зависят от текущего желания конкретного должностного лица? То строим радиус, то не строим…
А теперь вот история с «Новокрестовской»: вполне возможно, что ее все же построят. Городу она не нужна: это будет шестивагонная станция (тогда как по нормативам современный поезд составляется из 8 вагонов), построенная в авральном порядке - под те две недели, когда на не построенном пока еще стадионе будут проходить непонятно какие футбольные матчи.

Максим РЕЗНИК, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«У кого-то другие приоритеты»
- Два года подряд я вносил поправку к закону о бюджете Санкт-Петербурга, нацеленную на конкретный параметр - финансирование метрополитена как приоритетное! Эта поправка постоянно отклонялась парламентским большинством, и правительство города ее не поддержало. Какой тут можно сделать вывод? Администрация считает, что для города важнее другие направления работы и развития - если это можно назвать работой и развитием, конечно. Вот, например, петербургское правительство утвердило государственную программу «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге». Проект, мягко говоря, странный. Он предполагает некое мифическое единение горожан - будут стараться учить петербуржцев думать одинаково, видимо. Так вот, на эту программу выделено 22,6 млрд. рублей! Конечно, так ни на какое метро средств не хватит, как ни кричи о его необходимости.

Подготовила
Софья МИХАЙЛОВА

JLPTVYSQ VBH
12.10.2015