Правила движения

Кто будет долго гнать велосипед?

Всадников на двухколесных конях в Петербурге все больше, и проблем от них - тоже

Этим летом в Петербурге открылась сеть городского велопроката. Смольный это начинание активно поддержал. Правда, особой популярностью синие велосипеды, временное пользование которыми можно оплатить только банковской картой, не пользуются. Зато пиара вокруг этого - выше крыши. Пиарится банк, зачем-то организовавший эту сеть велопроката, пиарится и партия «Яблоко», маниакально отстаивавшая многие годы право граждан на двухколесные, «потому что Петербург - европейский город». Конечно, велосипед полезен для здоровья, но не на пыльных, загазованных петербургских улицах и не при нынешней плотности автомобильного движения.

Сначала подавай им велостоянку, а потом и велодорожку?
Велопарковки и пункты велопроката появились в самых оживленных местах города - возле станций мет­ро и крупных торговых цент­ров. Всего в этом году организовано более 28 станций проката велосипедов и 541 велопарковка. При этом вопрос, как потеснить превосходящий по силам четырехколесный транспорт, велосипедисту остается решать самостоятельно, ведь велодорожек в центре города нет и построить их там ввиду отсутствия места невозможно.
По словам вице-губернатора Марата Оганесяна, в историческом центре города строить велодорожки будет проблематично. Нет их в большинстве своем и на окраинах.
Недавно специальные велотрассы появились в пяти районах Петербурга - Калининском, Колпинском, Пет­роградском, Приморском и Пушкинском. Их общая протяженность составляет 25 километров. Однако они не связаны между собой единой сетью маршрутов, поэтому попасть из Калининского района, например, в Петроградский, не перемещаясь по проезжей части, невозможно.
В соответствии с программой, разработанной Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, в городе будет построено еще 200 километров велосипедных дорожек по 16 направлениям, но все они появятся в новых или строящихся районах. В течение 2014 - 2015 годов планируется только подготовить предложения по будущим велотрассам. То есть в ближайшие годы велосипедистам придется разделять с автомобилями общую полосу дорожного движения и в спальных районах.

«Я бы велосипеды в Петербурге запретил»
Велосипедисты стали серьезной помехой на дорогах автомобилистам, а на тротуарах - пешеходам. Там они являются потенциальными жертвами, тут - виновниками наезда. ДТП с участием велосипедистов случаются чуть ли не каждый день, причем в них зачастую попадают дети.
Как рассказал начальник отдела ГИБДД по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Константин Плужников, с 1 июня участниками ДТП в городе стали уже 56 велосипедистов, один человек погиб.
- Я бы вообще запретил движение велосипедистов в центральной части города, потому что здесь для них дороги не приспособлены. В нашем районе нет ни одной велосипедной дорожки. Нужно начинать с развития инфраструктуры для безопасного движения велосипедистов. Причем необходимо разделить потоки велосипедистов и пешеходов, которые тоже страдают, попадая под колеса любителей больших скоростей.
По мнению Константина Плужникова, виновными в ДТП с велосипедистами бывают не только водители, превышающие скорость и не замечающие других участников движения, но и сами велосипедисты. Оседлав железного коня, человек чувствует свое превосходство в пробках, ловко маневрируя между машинами, перестраиваясь по диагонали проезжей части и совершая другие маневры как заблагорассудится, не используя сигналов оповещения.
- Самые частые нарушения у велосипедистов - движение по проезжей части не в своей полосе и левые повороты на дорогах, где более одной полосы.
На пешеходных переходах велосипедист вызывает ужас у водителей - он может вынырнуть внезапно из-за угла и на бешеной скорости пересечь «зебру». При этом даже соблюдающий правила автомобилист не успеет среагировать. Что уже говорить о «чайниках» и тех, кто свои интересы ставит выше законов.
- Пешеходный переход существует для пешеходов, поэтому велосипедист обязан спешиться и вести свою «машину» рядом, не забывая о том, что, управляя велосипедом, он является водителем, а не пешеходом, - отмечает Константин Плужников.

Не уверен - не обгоняй!
Довольно часто велосипедисты ведут себя так, словно Правила дорожного движения писались не для них. Между тем это те же водители, для которых в новых ПДД выделена специальная глава. Она предусматривает, что по правому краю проезжей части движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет допускается, только если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки (которых в центре нет, а на окраинах очень мало) и полоса для велосипедистов (которая в городе - большая редкость). По тротуару или пешеходной дорожке можно двигаться, если нет специальных дорожек и не проехать по правому краю дороги.
Согласно ПДД, если велосипедисту меньше 14 лет, он не имеет права выезжать на проезжую часть ни при каких обстоятельствах. А ребенок младше 7 лет может ездить только по пешеходным дорожкам в сопровождении взрослых. Однако, покупая своему чаду велосипед, родители чаще всего ограничиваются наказом: «Будь внимательным - не обгоняй машины!» И отправляют подростков совершать велопробеги по перегруженным потоком машин дорогам. Как результат - травмы, часто очень тяжелые.
При соблюдении ПДД у владельцев и арендаторов велосипедов остается только край проезжей части, которую делят между собой легковушки и грузовики, быстроходные скутеры, проворные мотоциклы и легковесные велосипеды. Каждый из них вносит свою лепту в травматизм на дорогах.
Но ни Смольный, ни банк, организовавший велопрокат, ни тем более партия «Яблоко» отвечать за травматизм и решать накопившиеся проблемы, разумеется, не готовы.

Карина СМИРНОВА

12.10.2015