Спешите видеть!

Пиль-башню отреставрировали, но пока не открыли

Государственный музей-заповедник «Павловск» готовится к новому туристическому сезону, воссоздавая и возвращая утраченные шедевры

В Павловске недавно случились два знаковых события. Во-первых, закончилась реставрация романтического павильона Пиль-башня, который несколько раз за свою историю подвергался разграблению и уничтожению. А во-вторых, в залы Павловского дворца вернулся один из утраченных в годы советской власти женских портретов XVIII века. Романтический замок с налетом нищеты.



Круглая Пиль-башня была построена в конце XVIII века в духе романтической бедности, как говорят легенды, на месте пильной мельницы. Павильон был своего рода обманкой, его стены имитировали полуразрушенную кирпичную кладку, остроконечная крыша была покрыта соломой. Но внутри царили роскошь и изящество. Пол был выполнен из лучших сор­тов дерева, стены отделаны кисеей и шелком, а потолок украшен лепниной. Над входом висела картина, зеркало украшали два фарфоровых купидона, три мягких дивана сияли позолотой. Дополняли изысканную обстановку мраморный камин, стол из красного дерева и небольшая библиотека. Замок стал излюбленным местом уединения императрицы Марии Федоровны.
Автором проекта башни был Винченцо Бренна, а имитацию ветхости и роспись окон выполнил блестящий художник-декоратор Пьетро Гонзаго. В первозданном виде на второй этаж вела лестница, выполненная из перевитых стволов деревьев, но в начале XIX века архитектор Андрей Воронихин  заменил ее каменной.

Разрушили башню не бомбы, а отдыхающие
Впервые строение отремонтировали перед самой войной, а затем павильон вновь был разрушен и разграблен. Однако больший урон ему принесли не бомбы, а квартиранты. В 1941 году здесь расположилась испанская Голубая дивизия и изрядно испортила внутренний и внешний вид. Утраты были велики - не стало камина, живописного плафона и настенной живописи, сильно пострадало лепное убранство, были выбиты окна и двери. К комплексной реставрации приступили только в начале 70-х, но Пиль-башня вскоре опять превратилась в руины. На этот раз по вине отдыхающих, которые варварски разрисовали стены, сломали двери и решетки. Так и простояла она до прошлого года закрытой, пока не было принято решение о реставрации.
В результате проведенных работ постройка вернула свой романтический вид. В башне воссоздана отделка и положен исторический паркет XVIII века, подаренный Екатерининским дворцом. Расчистили лепнину на стенах, а вот камин пришлось восстанавливать по кусочкам. Даже на крыше уложили настоящую солому.
- Это первый в Петербурге опыт восстановления соломенного покрытия, - рассказала архитектор отдела реставрации и капитального ремонта объектов культурного наследия Государственного музея-заповедника «Павловск» Людмила Лаппо. - Материалом служил отечественный тростник, который привязывали ярусами по новой технологии.
Полностью завершенной реставрацию нельзя назвать и сейчас. До весны башню не откроют, чтобы посмотреть, как она выдержит зимние морозы. Но в течение этого времени павильон будут надежно охранять от вандалов.

«Молодая девушка» вернулась во дворец
Еще одно павловское событие - возвращение картины малоизвестной художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом». Картина представляет не столько художественную, сколько историческую ценность.
- Ее возвращение стало важным этапом реализации нашей программы по возвращению всех утрат, случившихся в 1920-е годы, - сообщила директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. - Тогда на аукционе в Берлине было распродано около 400 картин из Павловского дворца. Сведения об их судьбе мы собираем по крупицам. Но эта «Молодая девушка», можно сказать, нашла нас сама. Хозяин частной коллекции, в которую она попала, решил расстаться с нею и предложил музею. Приобрести ее нам помогли спонсоры - за 3,5 миллиона рублей.
Автор картины - дама уникальная, талант которой проявился в зрелые годы. Выйдя замуж и родив семерых детей, гражданка Пруссии отправилась покорять Париж. Там она прослыла шпионкой и обольстительницей известных людей, среди которых были Дени Дидро и Вольтер, стала членом нескольких королевских Академий художеств. Популярность к ней пришла молниеносно, ее произведения стремились приобрести коллекционеры всего мира. Неудивительно, что одна из работ Лисиевской в 1769 году попала в Эрмитаж, а уже оттуда переехала на постоянное место в Павловск. Первоначальное название картины было «Молодая девушка, рассматривающая в зеркало свои увеличенные прелести». А всего кисти Лисиевской принадлежит более 200 картин, большинство из которых пропало бесследно.

Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015