Иди и смотри

Детки в клетке
В Ленинградском зоопарке появились малыши
Весна в зоопарке - время появления на свет звериного и птичьего потомства. А дети все одинаковые - и у людей, и у животных. Веселые, беззаботные и игривые, а главное - очень любят своих мам. Не только тех, кто их родил, но и тех, кто воспитал. Ведь в природе мама у детей одна, а в зоопарке бывает несколько. У маленького гиббончика, которому уже исполнилось два месяца, мама настоящая. А у птенцов эму, вылупившихся в инкубаторе, есть не только своя мама-страусиха, но и несколько человеческих мам, для которых рождение пушистых длинноногих комочков стало настоящим праздником.



Эмушата из зеленого яйца
Малышам эму всего две недели, но они уже быстро бегают по своей клетке, ни на миг не останавливаясь, и балуются как дети. Когда «старшая мама», начальник отдела орнитологии Елена Дорощенко, заходит их проведать, птенцы кидаются к ней со всех ног, щиплют за одежду и вытягивают свои длинные шеи. Эмушата сейчас такие же пушистые и полосатые, как в первый день своей жизни, только на маленьких крылышках, незаметных, если не знаешь, что они у страусов должны быть, появились твердые «пенечки» перьев.
- Птенцы родились весом 370 и 380 граммов, один проклюнулся и сразу вылез из яйца, а второму пришлось помогать - расширять отверстие, - рассказывает Елена Дорощенко. - Инкубатор - это не родительское гнездо. Мы с тревогой следим за развитием эмбриона в течение всех 50 дней инкубационного периода. Особенно важно наблюдать за весом яйца. Если оно начинает слишком быстро «худеть», корректируем влажность или температуру. Примерно на половине срока яйцо начинает шевелиться - значит, в нем развивается жизнь. Из шести яиц, что мы положили в инкубатор, четыре оказались неплодными. И только из двух родились эмушата.
Яйцо у страусов большое, весом примерно полкило. И зеленое, как у крокодилов. Птенец возвещает о своем желании родиться тихим писком, который слышно сквозь плотную скорлупу. А затем стучится клювиком. Заглянув в новый мир, он сразу бежит его исследовать на своих длинных ножках.


Безответствен-
ный отец
В детской клетке эмушата живут одни. Родители Маня и Василий Иванович им уже не нужны, к тому же Вася оказался очень безответственным отцом и не стал высиживать яйца, как это положено у страусов. В природе страусиха-мама только кладет яйца, а страус-папа занимается воспитанием: сначала сидит на гнезде, потом водит птенцов за собой, собирает в кучку, чтобы никто не отставал, защищает от врагов. Самка откладывает до 25 яиц, и за каждым надо приглядеть.
- Сначала они с Маней обрадовались, что обзаведутся детьми, и начали изображать заботливых родителей, присыпать яйца сеном и опилками, - продолжает Елена Дорощенко. - Василий Иванович даже попробовал садиться в гнездо, но быстро понял, что яйца большие и твердые и сидеть на них неудобно. Тогда он уселся на пекинскую капусту. На капусте сидеть было мягче, но она быстро расплющилась, и Василий Иванович подумал, что выполнил свою миссию.
Даже гены не помогли страусу стать заботливым отцом, ведь самого Василия Ивановича папа высиживал, поэтому его тут и величают так солидно, по имени-отчеству. На самом деле Вася молодой, ему всего пять лет, и приехал он из Калининграда. Маленькие эмушата - его второе потомство с безродной петербурженкой Маней, воспитанницей инкубатора петербургского зоопарка. Маня на 12 лет старше супруга и уже была замужем. Первый Манин муж отлично справлялся с отцовской ролью.
Эму - птица травоядная. Садовники зоопарка специально проращивают семечки подсолнуха, которые эмушата с удовольствием клюют. А на обед для птенцов готовят вкусный и калорийный салат с капустой, изюмом, морковкой, творогом, пшенной и рисовой кашей. Птенцы быстро набирают вес и к концу лета догонят папу с мамой. Взрослая птица весит от 35 до 60 килограммов, а половозрелыми эму становятся в три года.


Птичья
любовь -
людям
на зависть
Появление птичьей детворы в зоопарке даже для сотрудников явление волнительное. Ведь этому предшествует, как и у людей, создание птичьей семьи. И тут уже как получится - бывает, что птицы хоть и живут рядом, а любви нет. А если уж полюбят друг друга, то людям на зависть.
- Вот у нас сидит пара черных грифов, - показывает на соседнюю клетку Елена Дорощенко. - Казалось бы, падальщики, а какая у них любовь! Самец и самка - нежнейшие создания. Друг за другом ухаживают, чистят и кормят. Самец оказывает знаки внимания подруге, и самка отвечает ему преданностью. Это образец идеальной семьи. Смотришь на них и завидуешь их отношениям.
С годами у черных грифов чувства не слабеют. Птичья семья сложилась давно и уже вырастила не одно поколение детей. Хотя родительские обязанности у грифов распределяются по-другому, не так, как у страусов. Отцы на гнезде не сидят, а только подменяют самку, когда та отлучится пообедать и размять крылья. У каждого вида птиц свои порядки и правила воспитания детей.


Два года
на плече
у мамы
В дружной семье гиббонов тоже пополнение. У папы Персея и мамы Габины два месяца назад родился сынок. Он ни на миг не разлучается с мамой, путешествуя на ее животе. Руки у гиббончика сильные от рождения. Когда Габина совершает головокружительные прыжки по клетке, хватаясь лапами за ветки, малыш спокойно висит на маме, крепко впившись в ее шерсть. Усевшись на дерево, гиббониха нежно обнимает младенца, проявляя всю свою материнскую любовь. Не забывает Габина и о старшем сыне, трехлетнем Орфее. Втроем они часто проводят время вместе на одной ветке. Только отец семейства сидит поодаль, насупившись. Наверное, Персей считает себя слишком важной персоной, чтобы заниматься «женским делом» - воспитанием потомства. А может быть, старый гиббон не столь сентиментален потому, что поздно женился.
- Персею уже 25 лет, он родился в нашем зоопарке, - рассказывает сотрудник зоопарка Яна Неганова. - Если учесть, что гиббоны живут примерно до тридцати, то это уже солидный возраст. К тому же большую часть своей жизни Персей провел в одиночестве, ему просто не нашлось пары. А когда к нему поселили 11-летнюю Габину, прибывшую из чешского зоопарка, они сразу полюбили друг друга.
Поскольку первым у обезь­яньей пары родился сын, во второй раз все ждали девочку, но появился еще один мальчик.
- Детеныш родился совсем голеньким, а сейчас уже покрылся пушком. Совсем обрастет шерстью и станет похож на папу с мамой он в возрасте полутора лет.
Малышу недавно дали имя Тесей. В Ленинградском зоопарке сложилась традиция выбирать имена для новорожденных «всем миром». В голосовании принимают участие все посетители. По еще одной традиции гиббонам дают древнегреческие имена.


Одна
семья
на всю жизнь
Гиббоны - человекообразные приматы. На людей они похожи своим отношением к детям, только семьи создают один раз и навсегда. Разводов не бывает. Обезьяны очень разборчивы, поэтому к чужой самке гиббону при­выкнуть трудно. А еще они умны и приветливы.
- Габина очень доброжелательна, подходит близко, дает себя гладить, - говорит Яна. - Когда ее зовешь, протягивает лапу.
Заметив, что мы разговариваем о ней, Габина ловко перепрыгнула на ближнюю ветку и уселась напротив, демонстрируя свое сокровище. А вот Тесей даже не заметил присутствующих. Он весь в маме. На ее груди он проведет два года, питаясь маминым молоком, а примерно с шести месяцев начнет сам брать кусочки фруктов.
Выросших сыновей из клетки отсаживают, потому что их изгоняет отец. У обезьян строгие правила. Достиг совершеннолетия - создавай свою семью. А вот если бы была дочь, ее бы оставили в семье успокаивать обезьянью старость.
Почти все приматы создают в зоопарке дружные семьи. По соседству живут львинохвостые макаки, которые уже вырастили и детей, и внуков. Рядом с ними - макаки белоносые, недавно изъятые на таможне. Но этим четырем обезьянкам-подросткам пока еще рано заводить детей.
Нина Башкирова
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015