Красота без границ

Шелковый путь мира и единения

У восьмого фестиваля «Императорские сады России» восточное лицо

Ураганный ветер ломал ветки деревьев, сбивал с ног и бросал пыль в лица. Так началось питерское лето, а вместе с ним и Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России». Который в этом году проходит в Михайловском саду уже восьмой раз. И никакие сюрпризы и капризы питерской погоды не могут ему помешать.

Без санкций и изоляции
Политика тоже вмешаться в процесс не в состоянии. Как сказала на открытии фестиваля главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева, «искусство вне политики». Так что санкции и изоляция к фестивалю отношения не имеют. Тем более что одновременно с фестивалем в нашем городе -  впервые в России - проходит конгресс ландшафтных дизайнеров, на который съехались представители более 60 стран. Какая уж тут изоляция!
Кстати, в рамках конгресса пройдет и еще одно мероприятие - цветочное шоу на Дворцовой, которая наконец сможет отдохнуть от громких концертов и примет то, что и должна, - море цветов.
Хотя политика в этом году все-таки просматривается -  выставка-конкурс, проходящая в рамках фестиваля, носит название «Сады Шелкового пути». Упор в этих садах по дороге из Азии в Европу делается в основном на Азию. С которой у нас, как известно, в последнее время налаживаются особые отношения. Вот и одна из первых композиций, которую видят посетители Михайловского сада, называется просто, но емко - «Друзья». На картинах Алексея Сергиенко, работающего в жанре полит-арта, - те самые друзья: Владимир Путин и главы Китая и Кореи. На этом явные политические пересечения заканчиваются. И начинается красота.

От Японии до Италии
Создавали эту красоту несколько десятков групп и отдельных художников, и работали они над своими композициями порой несколько месяцев. Ведь надо не только сочинить сюжет, но и продумать его техническое воплощение. Опять же учитывая петербургский климат. Поэтому экспонаты старательно приклеивали, приколачивали и привинчивали. Теперь весь фестиваль авторы будут охранять свои произведения - закрывать от дождя, спасать от ветра, убирать опавшие листья. Что будет дальше, после конкурса, они не знают. Но расставаться со своими работами им жалко. А уж тем более уничтожать - хотя бывает и такое. Если для композиции не найдется новый хозяин, а художникам деть свои произведения будет некуда, все придется разобрать. Да и многие материалы, из которых сделаны композиции, недолговечны. Цветы - а они в основе большинства работ - в любом случае завянут. Ну а пока фантазии ландшафтных дизайнеров радуют петербуржцев и гостей города. А заодно помогают им узнать или вспомнить восточные традиции и мотивы - каждый день фестивальной декады пройдет под знаком страны, имеющей то или иное отношение к Шелковому пути. Открылся фестиваль Днем Японии, закроется - итальянским, ну а 12 июня закономерно пройдет День России.
Демонстрацией садовых изысков все эти дни на фестивале ограничиваться не собираются. Здесь будут проводить концерты, мастер-классы и прочие мероприятия, связанные с той или иной страной.

Дело все-таки тонкое
Ну а ландшафтным дизайнерам, многие из которых принимают участие в фестивале уже не первый год, восточная тематика позволила проявить самые разные грани своих талантов. Ведь восточная идеология включает в себя массу разных понятий и проявлений. Самые традиционные - верблюды, кальяны, шкатулки, подушки и ковры - присутствуют во многих экспозициях. А одна из них сама стала большим ковром-самолетом - площадью 54 квадратных метра. Собрали его из 850 ящичков с цветами, сверху посадили картонного Аладдина, и все это периодически окутывается дымом. Без которого, как известно, далеко не улетишь. Здесь же шатер для отдыха в лучших восточных традициях.
Восток, по мысли многих участников фестиваля, - это вообще что-то близкое и к сказке, и к раю. Поэтому цветущие розы, текущая вода, звенящие колокольчики везде и всюду. Так же как традиционный сад камней.
Созерцание и вдохновение - в этом восточная философия. Вот  большинство композиций и несут эту функцию. Рядом с ними можно присесть, посмотреть на цветы и воду, послушать тишину. Или пение птиц. Как, например, около композиции «Перелетные птицы». Незаметные динамики ненавязчиво транслируют щебетанье и чириканье - сразу и не понимаешь, что это не настоящие птицы поют, а всего лишь запись.
Огромная серебряная бабочка - памятник тутовому шелкопряду. Согласно легенде, китайская императрица сидела под деревом с чашкой чая, в которую упал кокон шелкопряда. Он распался на волокна, и императрица обратила внимание на их качество. Так появился знаменитый шелк, давший название и Шелковому пути.
Другой знаковый предмет - фарфор. Дорожка, вымощенная фарфоровыми чашками и тарелками, вьется по траве. Это тоже символ пути. А еще напоминание о том, что именно с китайского фарфора началась вся керамика.
Но Восток не только размеренность и спокойствие. Яркие цвета композиции «Путь воина» напоминают об одежде монахов Шаолиня, а развешанные маски - символы борьбы ушу.  
Хотя таких воинственных композиций совсем мало. Больше все-таки о созерцательности и отдохновении. Вот три женские фигуры на траве. Одна играет со стрекозами, другая стоит на голове (индийская йога, наверное), третья созерцает. Восток, однако.

Луна светит для всех
Но и нашим, российским символам нашлось место в Михайловском саду. Дорога под китайскими фонариками приводит к беседке из русских березок. Что, по мнению создателей композиции, означает, что даже путь из Азии в Европу не может обойти стороной Россию.
Ну а в дальнем конце сада, у павильона Росси, можно наткнуться на бюст Екатерины Великой. Вокруг стены, покрытые настоящим мхом. Хотя и олицетворяет он мох истории. Среди которого рассыпаны царские афоризмы. Например, «победителей не судят». Или такой: «Народ, который поет и пляшет, зла не думает». Философия Екатерины, конечно, далека от восточной, но «что русскому хорошо, то…».
В общем, пока одни созерцают, другие поют и пляшут. При этом все это не мешает всеобщему единению. Это тоже одна из идей фестиваля. Как поведала автор очередного «сада созерцания и вдохновения» Ксения Петрова, один японский профессор еще пятьдесят лет назад сказал, что «луна светит всем, трава растет для всех».
Другой специалист, по икебане, решил, что ее необязательно создавать лишь из цветов. Поэтому в работе Петровой есть как хризантемы - символ верности японскому императору, так и колеса от велосипеда - которые ничего не символизируют, и металлический карп - в Японии эту рыбу вывешивали на крышу дома, когда в семье рождался мальчик.    
Кстати, для мальчиков и девочек в Михайловском тоже сделан сад - «Трогательный». Это игровая площадка, на которой будет хорошо всем детям, в том числе и с ограниченными возможностями. Для колясочников, которые не могут, как обычные дети, играть в песочнице, сделан специальный стол, где рассыпан песок, разложены камешки и ракушки, с которыми они могут играть, сидя в колясках.
Сами такие дети тоже поучаствовали в фестивале - воспитанники павловского дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии создали «Волшебный ковер». Как сказали педагоги, им было очень тяжело, но они справились. В результате их композиция ничуть не уступает работам профессионалов.
Кстати, последние не просто демонстрируют свои работы, но еще и участвуют в конкурсе, в жюри которого - представители разных стран, есть даже одна французская княгиня. Это жюри и выберет лучших. Причем большинство участников конкурса даже не знают, какой приз получит победитель. Для них в данном случае, как на Олимпиаде, главное - участие.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ

12.10.2015