К Дню памяти и скорби
Как рожали в блокаду
В осажденном Ленинграде появилось на свет 95 тысяч младенцев
В блокадном Ленинграде смерть шагала рядом с новой жизнью. Несмотря на голод и бомбежки, женщины продолжали рожать детей, а врачи и акушерки принимать роды. В осажденном Ленинграде родилось 95 тысяч младенцев! О работе родильных домов в годы блокады говорили на конференции акушеров-гинекологов в Центре медицинской профилактики.
Вопреки войне
Когда началась война, большинство ленинградских медиков ушли на фронт, а больницы перепрофилировали под военные госпитали. Из пятнадцати родильных домов работать по профилю в городе продолжали всего шесть. В 1941-м в них оказывали помощь беременным женщинам и роженицам полторы сотни врачей и около семисот акушерок, а в 1944?м их осталось всего 73 и 210 соответственно. Так же резко сократилось число рожениц - с 80 тысяч в довоенное время до 15 тысяч в первый год войны. Количество родов в 1943 году было минимальным - в городе появилось на свет всего около восьми тысяч младенцев. Только после 1946 года рождаемость вновь стала быстро расти.Что бы ни происходило, законы природы незыблемы. И женщины рожали вопреки войне, страданиям и потерям. Не загадывая на будущее, они давали шанс новой жизни. А акушеры ценой неимоверных усилий помогали этой жизни состояться.Медики занимались не только своей работой, на их плечах было полное жизнеобеспечение больниц - отопление, вода, горячая пища, а во время артобстрелов еще и спасение женщин и детей. В перерывах между операциями и родами они снимали белые халаты и кололи дрова, носили воду, топили печи.В НИИ акушерства и гинекологии им. Отта всю войну не прекращали научную деятельность, только задачи перед учеными стояли практические. Чем заменить натуральные витамины для беременных и где найти альтернативу антисептикам и другим медикаментам? Так, вместо ваты начали использовать мох и сосновые опилки, а для лечения гранулированных ран применяли плодные оболочки.
Цена жизни
В начале войны число преждевременных родов выросло вдвое, а материнская смертность увеличилась в три раза по сравнению с довоенным временем. Ее причинами были алиментарная дистрофия и авитаминоз, которые появлялись из-за белкового голодания. В 1941 году ими страдали 80 процентов беременных. Истощенные женщины рожали маловесных детей, частота преждевременных родов составляла 50 процентов, а половина недоношенных детей умирала в первые сутки. И даже у младенцев, рожденных в положенные сроки, уровень смертности доходил до 12 процентов. В январе 1942 года за сутки умирало 260 новорожденных. Как вспоминают врачи, роды у истощенных женщин протекали быстро, часто стремительно.В родильные дома привозили женщин, нередко отрывая их от старших детей. Так, одна из рожениц сильно переживала за своего четырехлетнего малыша, который остался дома один. Она плакала и кричала, что не хочет рожать, а лучше умрет, чем оставит своего первого ребенка без помощи. Сердце одной из акушерок не выдержало. Она поехала к ней домой, разыскала квартиру и привезла оставленного малыша матери.
Из дневника Казанской
Хирург Нина Казанская, которая в военные годы заведовала родильным отделением в роддоме им. Видемана, оставила дневник своих воспоминаний, возможно субъективных, но описывающих нечеловеческие условия, в которых оказались люди.«Инженер Э. поступил служителем в прозекторскую «в расчете на дополнительное питание последами», как он заявил мне, когда я его оттуда извлекала. Охота за последами доходила до того, что было невозможно сохранить для лаборатории плаценты».Несмотря на жуткие условия, которые вынуждали людей спасать свои жизни, акушеры-гинекологи, не жалея сил, спасали чужие. Медсестры дежурили у постелей больных и в операционных по четверо суток, а потом сами восстанавливали свои силы на больничной койке. Находясь в крайней степени истощения, акушерки при бомбежках переносили тяжелобольных и новорожденных в подвальные этажи. Сохранились воспоминания о том, как в ночь с 23 на 24 мая 1942 года медсестра Педиатрического института вынесла на своих руках 28 младенцев! Но даже вражеские бомбы и снаряды не могли помешать рождению маленьких ленинградцев. В ту ночь из сорока рожениц трое родили во время артобстрела! Благодаря медикам никто из детей не пострадал.В роддомах блокадного Ленинграда не только принимали роды, но и делали аборты.«Абортная комиссия в этот период перестала считаться со сроками беременности и давала разрешение на прерывание и в 20, и в 26 недель при весьма однообразных медицинских показаниях - дистрофия, алиментарная дистрофия, миодистрофия, - пишет Нина Казанская в своем дневнике. - Среди больных было немалое число дистрофиков в резко отечной форме».
Паек на двоих
Беременные женщины получали продуктовый паек наравне с рабочими и инженерами. В него входили 600 граммов хлеба, 500 граммов молока, 87 граммов крупы, 60 граммов мясных изделий, 40 граммов сахара, 40 граммов жира и 40 граммов сгущенного молока. Всего 2356 килокалорий. За 4 месяца до родов им полагался дополнительный набор продуктов.Со второй половины 1942 года будущим мамам стали выдавать дополнительно по пол-литра молока или кефира ежедневно. А в 1943-м в продуктовую карточку беременной ввели 25 граммов сухофруктов и 300 граммов овощей, норму хлеба увеличили до 700 граммов, добавили по 50 граммов масла и сахара.
Молочная мама
Из-за постоянного недоедания у женщин плохо вырабатывалось молоко. Но детям, родившимся недоношенными и маловесными, оно было необходимо. Поэтому молоко собирали у всех родильниц, а давали самым нуждающимся младенцам.В роддоме № 2 на Фурштатской улице каждую весну собираются те, кому в разные годы помогли появиться на свет в этой легендарной больнице. Среди них всегда есть блокадные дети. Они, конечно, не помнят ни голода, ни холода, ни сирен воздушной тревоги, но свято хранят в памяти рассказы своих матерей об этом суровом времени и его героических людях.Ирина Владимировна Львова вспоминает о своей молочной матери, которой она обязана жизнью. Ее мама умерла при родах и девочка оставалась голодной. А рядом лежала женщина, потерявшая своего первенца. Несмотря на личную трагедию, Нина Никифоровна пожалела чужого ребенка и выкормила его своим молоком.
Нина БАШКИРОВА