Эх, прокачу?

Зеленоглазое, вези!

На петербургском рынке такси - бессчетное количество компаний и нехватка фирменных автомобилей

Вызвал я как-то такси. Ночью. Важно, что именно ночью, в это романтическое время суток, когда большинство людей спит, а общественный транспорт не ходит. Автомобиль, как сейчас помню, китайского производства, усилиями водителя, родившегося в одной из южных республик, вез меня по Софийской улице. Но вдруг остановился. Водитель, до того мирно молчавший, тут же заговорил. По всей видимости, сам с собой, потому как для меня, не знакомого с «местными диалектами» водителя, это была совершенно непереводимая игра слов.
- Бензин кончился. Тут заправка недалеко, километра полтора. Подтолк­нешь? - водитель перешел на ломаный русский.
Я вышел из машины и принялся голосовать - очень хотелось домой, хоть на чем-нибудь. Только без «подталкивания». Но была ночь, и по этому отрезку Софийской никто не ехал…

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Фонари - до фонаря
Те счастливые времена, когда такси в нашем замечательном городе было государственным и безальтернативным, закончились так давно, что современная молодежь и не понимает, почему «несовременные» люди порой называют данный вид транспорта «зеленоглазым». Да, в советские времена не было комфортных иномарок, не было скидок, только жесткие тарифы, зато такси можно было распознать всегда и везде. Издали - по зеленому огоньку, вблизи - по шашечкам и фонарю на крыше. Ну и автомобили были исключительно «Волгами».
То ли дело сейчас: одни предлагают скидки, другие пятую поездку бесплатно, третьи женщину-водителя, четвертые катают только лиц нетрадиционной ориентации, а пятые обещают приехать через пять минут к кому угодно и… не приезжают вовсе! При этом любой разъезжающий по городу автомобиль, любой марки, без фонарей и шашечек, а порой и без тормозов, по факту может оказаться такси!
«Как же так? Ведь есть же специальные правила для такси?!» - непременно взгрустнет законопослушный гражданин. Да, грустно. Потому что действительно в рамках российского законодательства регламентируется и деятельность такси.
Позволим себе такую вольность, как право процитировать Правила дорожного движения. Пункт 5.1 ПДД, законодательно утвержденный в 2013 году, гласит:
«Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксомет­ром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета».
Иначе говоря, если к вам приехала машина без фонаря и без шашечек, то это является грубейшим нарушением российского законодательства. За него полагается штрафовать и водителя, выехавшего на работу, так сказать, без опознавательных знаков, и фирму, отправившую к вам такой автомобиль. То есть если вы законопо­слушный гражданин, то просто не имеете морального права садиться в такое авто, а обязаны настучать, обратившись в ГИБДД! Конечно, там вас сочтут человеком как минимум странным и вряд ли вообще среагируют на «сигнал». Ведь многие законы в нашей стране существуют вовсе не для того, чтобы их исполняли. А для того, чтобы их, как плохо работающие на практике, можно было потом подкорректировать. В особенности если нарушать такие законы у всех вошло в привычку.
- А вот у нас все машины в автопарке с шашечками и фонарями, и водителей со своими машинами тоже обязуем нанести опознавательные знаки такси, - заверила корреспондента «Смены» менеджер по персоналу весьма популярной в Петербурге службы такси «Семерочка» Любовь Валецкая. - Мы за этим следим и законы не нарушаем.
Так и есть. Правда, порой одна служба такси передает заказы другой службе такси. Бывает ли такое?
- Бывает, - признают в «Семерочке».
А вот у той, другой службы такси как дела обстоят с шашечками? Как бог на душу положит? Ну и поскольку не у каждой машины оказывается душа, то и шашечек нет. Как и фонаря. А большинству таксомоторных фирм все эти фонари в принципе до фонаря!

Как узнать? Побитый бампер!
Вызвал я как-то такси. Такси «Везет!» - на Гатчинскую улицу. Вскоре пришла смс о том, что ко мне приближается автомобиль «Шкода» белого цвета и ехать ему осталось минуты три. Через три минуты вышел на улицу - никакой «Шкоды» нет. Подождал еще пять минут - нет машины. Перезваниваю в службу. Слышу, что машина, мол, приехала и ждет меня. Соединили с водителем.
- Так я вот стою прямо на углу, жду вас уже десять минут, - говорит водитель.
- Ни одной «Шкоды» поблизости нет, - отвечаю я. - И вообще ни одного такси.
- Да нет, какая «Шкода»! - смеется водитель. - Я на «Логане»  стою, с побитым бампером.
В двух метрах от меня стоял «Рено Логан». Вероятно, бампер побили в качестве опознавательного знака - вместо шашечек. Только я не понял, при чем тут была «Шкода»?!

Такси - миллион!
Чтобы читатель «Смены» сразу осознал всю абсурдность сегодняшнего таксомоторного петербургского бытия, предлагаю попробовать ответить на один вопрос. Итак, сколько всего в нашем мегаполисе служб такси? Задумались? Чудесно. Можете минуту пообсуждать со знатоками, включая тех, кто работает в каком-нибудь такси. Но даже если вы попросите на обсуждение вторую, дополнительную минуту, то правильно все равно не ответите. Во-первых, потому, что за это время просто не успеете сосчитать, - да, дорогой читатель, служб такси в Петербурге вовсе не десятки, как кто-то мог бы подумать, а сотни. А во-вторых, потому, что точного ответа на этот вопрос не существует в принципе! Их - бессчетное количество.  Абсолютно бесконтрольно все новые и новые такси плодятся постоянно. Корреспонденты «Смены» не поленились и подсчитали число доступных служб по различным базам. Насчитали 528! И ведь явно не все нашли.  Что, если фирм, занимающихся в нашем городе извозом, вовсе и не сотни, а тысячи? Или миллионы? Иначе чего это вдруг каждая десятая фирма придумывает себе название со словом «миллион»?! И если кто думает, что можно подсчитать точное число служб по зарегистрированным ООО и ИП, то заблуждается. При действующей в таксомоторном мире системе юридическая сторона вопроса - на «-дцатом» месте.
Более того, чтобы рулить в Петербурге службой такси, вовсе не обязательно иметь свой автопарк. Больше скажу, можно вообще ни одной машины не иметь! Достаточно просто исполнять роль посредника. Помните, как в фильме «Место встречи изменить нельзя» Жеглов разжевывал Шарапову: «Там никакой Ани нет. И скорее всего, никогда она там не бывает. Сидит около аппарата совсем ни­кчемный человек, «попка», понимаешь?» В такси примерно все то же самое: машин нет, сидит у телефона…

Не сидеть без дела
Вызвал я как-то такси. Не помню, какое именно, но это не важно. Вез меня разговорчивый водитель. С той самой биржи. И рассказал, что у него есть приятель, который, извиняюсь, сидит. В прямом смысле - в «Крестах». А человек он уважаемый, культурный. Скучно ему там сидеть без дела. И кто-то посоветовал ему… открыть свою службу такси! Создали сайт простенький. Подключили его к бирже. Там первое время был даже указан номер телефона этого уважаемого и культурного человека. Ему прямо туда, в «Кресты», и звонили - машинку заказать. Правда, по словам моего водителя, потом номерок с сайта все-таки убрали. А то звонили посторонние люди, в смысле потенциальные пассажиры, по ночам в казенный дом - соседей по камере будили. Нехорошо. А человек культурный, уважаемый…

Биржа или помойка?
Чтобы вполне себе легально заниматься извозом, при этом не связывая себя абсолютно никакими обязательствами с никакими транспортными компаниями, петербургскому водителю достаточно просто зарегис­трироваться на этой бирже такси. Очень удобно. Подработка в свободное от всего остального время. Утром обучаешь детей в школе причудам математики или же разгружаешь помидоры на овощной базе, а вечером ты уже таксист. А хочешь - катайся круглые сутки, только успевай заказы брать.
Схема работы биржи примерно такая. Десятки, простите, сотни фирм такси размещают в базе данных свои заказы. Указывается маршрут, стоимость поездки для клиента, процент фирмы. Ну и всякие примечания, если у клиента были некие пожелания. Например, только иномарка. Это, конечно, не гарантия того, что за клиентом не приедет «Ларгус». Как однажды произошло с моим приятелем. Когда клиенту подали именно «Ларгус», весь из себя серебристый, хотя единственным условием поездки значилась «иномарка», владелец продукции АвтоВАЗа без тени стеснения, но с заметным акцентом заявил: «Слушай, я из Киргизии, для меня это - иномарка!» Короче говоря, водители изучают заказы и берут себе подходящий по маршруту и цене.
Цены на бирже порой просто смешные. Если в одних крупных компаниях минимальная стоимость поездки составляет 250 рублей, а в других - 150, то на бирже могут выставить заказ и за 100 рублей, если совсем недалеко. А если далеко - то за 250. Хотя, если обращаться в условный «ТаксовичкоФ», точно такая же поездка может обойтись и в 500 рублей. На бирже компании демпингуют. Собственно, в этом - ее смысл. Когда клиент хочет сэкономить, он и обращается в «такси за полкопейки». Да, есть вероятность, что за ним приедет ржавая, с оторванным бампером иномарка, выпущенная еще в те годы, когда Киргизия входила в состав СССР, а словарный запас водителя ограничивается одним словом - «поехали», зато почти бесплатно.
То, что есть желающие ездить по «бесплатным» тарифам, понятно, а вот то, что находятся товарищи, готовые по «бесплатным» тарифам возить, вызывает двойственные чувства. Зачем везти куда-то пассажира, если на нем не заработать? Ведь за бензин платить приходится самому. Но пока есть спрос на такие предложения, они не прекратятся. Закон рынка.
Какая ответственность у самих водителей за свою работу? Формально полная. Изначально они заключают договор, предоставляя на биржу полные паспортные данные. За косяки штрафуют. Скажем, за опоздание при подаче. Штрафует фирма, выставлявшая на биржу заказ. Один из самых больших штрафов - за неподачу автомобиля в аэропорт. Больше только за рекламную деятельность… Но если клиента вовремя не забрали в аэропорт, то на «биржевые» штрафы несчастному явно плевать. Только давайте будем честны перед самими собой. В такой ситуации виноват только сам клиент, который, решив сэкономить, обратился не в нормальную, известную фирму такси, а не понять куда! По сути, на биржу-помойку!


«Говорил же мне мама…»
Вызвал я как-то такси. На набережную Фонтанки. За мной приехала фирменная машина «ТаксовичкоФ». Быстро и без проблем я доехал до дому. Поужинал. Короче говоря, с момента моего заказа такси прошло больше часа. И тут - телефонный звонок. На ломаном русском языке мне говорят:
- Я тут это… приехал.
- Кто вы? Куда приехали?
- Я - такси. За вами приехал на Фонтанку. Я немного опоздал, но ничего!
- А я уже давно уехал и приехал.
- Да? На «ТаксовичкоФ»?
- На «ТаксовичкоФ».
- Говорил же мне мама - не надо брать чужая заказы…
А машин-то
не хватает!
Итак, как уже понял наш читатель, лучше обращаться в крупную таксомоторную компанию. Их в Петербурге тоже предостаточно. Везде есть свои плюсы и минусы. Главный же минус у всех один и тот же - неприлично маленький для нашего мегаполиса собственный автопарк. Только за счет своих автомобилей ни одна компания не в состоянии отрабатывать заказы клиентов. Так, чтобы те не ждали машины часами. Пик заказов приходится обычно на вечера пятницы и субботы, что логично, когда многим клиентам порой просто не уехать на такси. Получается, что даже крупнейшие петербургские компании такси на деле - мелкие!
Очень хотел побеседовать в том числе на эту тему с кем-нибудь из руководителей «ТаксовичкоФ», на сегодняшний день безоговорочного лидера на городском рынке такси. Звонил, звонил. Но приятные в разговоре девушки из разных служб неизменно отвечали, что все руководство - на совещании. Но кто-нибудь из руководства мне непременно перезвонит. Пока не перезвонили. Видимо, совещание продолжается…
Конкуренцию «ТаксовичкоФ» пытаются составить «Семерочка», 068, 6000000, несколько сдало позиции «Везет!», пока еще демпингует «063»… Собственно, любая компания, приходя на рынок такси, пытается завоевать сердца потенциальных клиентов низкими или относительно низкими тарифами. Которые образуются за счет скидок. Разумеется, скидки предоставляются всем. Это своего рода корпоративная этика. Официально устанавливать низкие тарифы неприлично. А скидка - рекламная акция, и не важно, что она может длиться годами…
Но вечно держать низкие тарифы невыгодно. Потому во всех без исключения службах они рано или поздно повышаются. При этом миф о дешевых тарифах играет еще долго-долго. Пассажиры порой даже не замечают, что ездить стало дороже. Как привыкли к какой-то одной компании, так ее услугами и пользуются. И даже не удивляются, почему за ними приехали совсем не из той службы такси, куда звонили, чтобы заказать машину!
Петербургский рынок такси представляет собой одну большую семью, в которой царит анархия, мать порядка.

Максим ТАЛАНОВ

(Продолжение в следующем номере. Во второй части расследования мы расскажем, кого берут на работу в такси и почему таксисты опаснее на дорогах, чем водители маршруток.)

12.10.2015