Эх, прокачу?

Зеленоглазое, вези!

Как петербургские таксисты обманывают пассажиров, и стоит ли запретить службу Uber и им подобные

(Окончание. Начало в номерах от 10 и 17 августа)

О том, что автомобиль - не роскошь, а лишь средство передвижения, граждане нашей страны узнали из классической литературы и не менее классического кинематографа. Но тот же кинематограф на протяжении десятков лет внушал тем же гражданам, что из всякого правила имеется исключение: автомобиль - не роскошь, а вот такси… Все эти многочасовые сборы героев перед поездкой на машинке с шашечками. Слезливое расставание с рублями при оплате проезда. И главное - отсутствие возможности прокатиться зайцем, как в автобусе! Но времена давно изменились. Сегодня такси, о котором мы продолжаем разговор, начатый в двух предыдущих номерах «Смены», доступно всем и каждому. Более того, им действительно можно воспользоваться абсолютно бесплатно, притом и абсолютно легально! Но, как известно, бесплатный сыр… В петербургском такси пассажиров всегда обманывали, обманывают и… будут обманывать!

ЧАСТЬ третья
Машина должна ждать вас, а не вы - машину
Вы, конечно же, ухватились за возможность прокатиться бесплатно. Но об этом чуть позже. Ведь, когда вы заказываете такси, у вас автоматически появляется возможность иного толка. Никуда не уехать! Остаться без поданной машины. Судорожно трезвонить в другую службу или голосовать на улице. А кто вообще сказал, что вы в такси дозвонитесь? Скажем, вечером в пятницу.
Взять тот же «ТаксовичкоФ», о котором я уже не единожды упоминал. Не в рекламных целях. Просто это лидер на рынке такси Санкт-Петербурга, и все, по идее, должны на него равняться. Вот только в пятничный «прайм-тайм» и до «лидера» можно дозваниваться по полчаса. А дозвонившись, узнать, что машину вам готовы подать в лучшем случае через 45 минут. Может быть, через час кто-нибудь и приедет…
Бог с ней, с пятницей. Вот буквально в позапрошлое воскресенье время ожидания машины в «ТаксовичкоФ» достигало 40 минут. Мол, тоже выходной. Мне же в тот день посчастливилось воспользоваться другой престижной компанией - «068». Точнее, не воспользоваться. В качестве эксперимента я сделал заказ через сайт. Через несколько минут мне перезвонили из «068» и спросили, внимание, почему я заказал два (!) автомобиля для поездки по одинаковому маршруту. Я ответил, что заказал лишь одну машину и с нетерпением жду ее. Прошли полчаса, прошел час, но никто за мной из «068» не приехал. По версии компании, заказ был отменен… лично мной! А я, наивный, и не догадывался - сидел ждал…
Хотя ни одна компания не сравнится с «063». Однажды заказал там машину, попросив подать ее к станции метро «Гостиный двор». Время ожидания было обозначено как 20 минут. Через полчаса я перезвонил диспетчеру, чтобы выяснить, где же мое такси. Мне сообщили, что оно находится на Сенной площади и через три минуты подъедет. Но прошло еще полчаса, за которые я уже добрался до нужного адреса иным способом, и мне наконец-то поступил звонок от водителя «063». Мол, приехал, жду. Вот спасибо-то…

Мне бы сдачу…
А еще есть такое понятие, как «бесплатное время ожидания». То есть вы заказали машину условно на 21.00. Она приехала вовремя и какое-то время готова ждать, когда вы соизволите выйти и подойти. В разных службах это время колеблется от 5 до 15 минут. Вы опоздали - штраф. Логично. Только почему правила односторонние? Если опоздал пассажир - он доплачивает. Если же опоздал водитель такси, то он, как правило, не несет перед пассажиром никакой ответственности. Хотя по закону должен нести!
Как защитить себя от подобных случаев? Обращаясь в службу такси, требуйте, чтобы вам сообщили номер, под которым ваш заказ зафиксирован в так называемом журнале регистрации. Эта процедура обязательна - согласно пунктам 104 и 106 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в редакции 2013 года. Причем в этом журнале обязательно должно быть указано время подачи такси. Это может пригодиться, если вам вдруг придется обращаться в суд. А что? Однажды петербурженка отсудила у службы такси, не подавшей вовремя машину, 75 тысяч рублей!
Но вот наконец-то вас привезли к месту назначения. Настал самый приятный момент путешествия - расплата с таксистом. В 90 процентах случаев происходит это примерно так: вы протягиваете водителю некую круглую сумму, большую, чем сумма заказа, вам в ответ не дают ничего, вы говорите что-то про спасибо, вам что-то про пожалуйста. Конец истории. Хотя на самом деле все должно быть совсем по-другому…

Квитанцию, пожалуйста!
Во-первых, таксист обязан дать сдачу. Без всяких напоминаний. В любой цивилизованной стране мира (Египет с Тунисом на всякий случай к таковым относить вряд ли стоит) сдача в такси - святое. Как сдача в супермаркете. Вам же не придет в голову оставить монеты на кассе в овощном ларьке. И в автобусе вы не откажетесь от двух рублей, если вы дали 30, а стоимость проезда - 28. Почему же не берете сдачу в такси? Во всем виноват либо неизжитый советский менталитет, по которому такси - роскошь, либо ощущение необходимости равняться на звезд, швыряющих доллары таксистам в кино. Но девиз: «Сдачи не надо!» - признак не собственного величия, а неумения ценить свои деньги! Вы должны понимать, что когда вам не дают сдачу, то элементарно обманывают! Да, 10 - 20 рублей можно оставить как чаевые, но никак не 200 или даже 100…
Во-вторых, при оплате проезда вам обязаны выдать кассовый чек или квитанцию об оплате. Вы же получаете билет в автобусе? Даже в маршрутке билеты формально есть. Просто никто их не просит. Такси - такой же общественный транспорт. Согласно пункту 111 Правил перевозок таксист обязан выдать кассовый чек либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. В бланке должны быть указаны: наименование, серия и номер квитанции, ФИО заказчика такси, дата выдачи квитанции, стоимость поездки… Вы всего этого не знали? Напрасно. Если у таксиста нет такой квитанции, то это повод обратиться в полицию. За нелегальную перевозку водитель может быть лишен лицензии. Ну а если у вас имеются претензии к перевозке или времени подачи автомобиля, квитанцию взять просто необходимо. Для составления юридически грамотной претензии к таксомоторной компании. Кстати, если такси отвезло вас бесплатно, то бланк строгой отчетности все равно выдается! Просто в графе «стоимость поездки» указывают «0 рублей».

Халява или обман?
Вот мы с вами и подошли к самому интригующему. Халява! Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Да, дамы и господа, можно съездить на такси и бесплатно. В рекламных целях вас готовы отвезти на халяву так называемые «такси-приложения». Большинство из вас наверняка слышали о службах Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
Схема получения «халявы» такова. Вы регистрируете в системе свой номер телефона, и первую поездку (обычно стоимостью до 500 рублей) перевозчик осуществляет бесплатно. Как, например, в «Яндекс.Такси». Это якобы не развод. Правда, вы должны самостоятельно прикинуть, уложитесь ли в эти 500 рублей. А это уже зависит не только от километража, но и от времени в пути! Время же, сами понимаете, может быть разным. Если дорога пустая - одно, а если ехать по пробкам - совсем другое! И тогда вы не то что не бесплатно съездите, а заплатите за «халяву» по полной программе! В награду за смелость разве что чек и получите…
На самом деле Gett и «Яндекс.Такси» - точно такие же диспетчерские службы, как и все остальные. Причем не имеющие своего автопарка. Перевозки осуществляют другие компании-перевозчики на основе договоров. А привязка к интернет-приложениям - чистой воды пиар. Правда, Gett даже установил свои терминалы по всему городу. Мол, нажми кнопку - закажи машину, которая приедет через несколько минут. Это если нет соответствующего приложения в мобильном телефоне.
Обе компании преподносят себя как невероятно выгодные для клиентов. А как на самом деле? Перейдем к сухим цифрам.
У «Яндекс.Такси» вы платите 49 рублей только за подачу машины. Причем бесплатное ожидание - лишь 5 минут. Проезд - по 3 рубля за каждую минуту в дороге плюс по 24 рубля - за каждый километр пути. Даже при движении по ночному Петербургу без пробок этот тариф выше среднего по городу! Днем же он превышает средний тариф на 20 - 50 процентов!
Gett затребует с вас 50 рублей за подачу и 18 рублей за каждую минуту поездки. Получится чуть дешевле среднего городского тарифа, но только в ночное время. Единственное, у Gett - фиксированный тариф для поездки в аэропорт. 700 рублей - туда, 900 - из аэропорта в любую точку города. Выгодно это только для жителей северных районов Петербурга. С юга и юго-запада можно добраться до «Пулково» другими компаниями за 300 - 350 рублей.

Просто личный водитель?!
Наконец, Uber. Тут уже никаких диспетчеров - только привязка к приложению в Интернете. И еще - к вашей кредитной карте, с которой и будет списываться сумма за проезд. Оплата наличными, в отличие от Gett и «Yandex.Такси», исключена. Брендированных машин тут тоже не ждите. Ведь эта служба, по официальной версии, вообще не имеет к такси никакого отношения!
Uber якобы занимается наймом личных водителей для клиентов. Именно таким оригинальным образом эта компания решила обойти законы о фонарях и шашечках. Более того, Uber функционирует под юрисдикцией Нидерландов и, по сути, не несет ответственности по российскому законодательству. Что касается цен, то формально они гуманные - 50 рублей за подачу, 7 рублей - за минуту поездки плюс 7 рублей за 1 километр пути. Опять же это выгодно ночью и невыгодно днем - по пробкам. Вот только если вы сами не будете следить за маршрутом, вам это не будет выгодно никогда!
Uber, Gett и им подобные - весьма удобные службы такси в большинстве стран мира. Но в России говорить об удобстве не приходится. Закрадывается подозрение, что у нас эти компании словно созданы для обмана пассажиров.

Пробки - ваши деньги
Способов обманов, которые впоследствии могут объясняться чем угодно, включая технические сбои, - десятки! Случаев, когда водители преднамеренно везут пассажиров не кратчайшим путем, а в объезд, за счет чего сумма поездки возрастает порой в разы, - бессчетное количество. Проследить за этим практически невозможно, даже если вы отлично знаете город. Таксист, если что, сошлется на навигатор, который «никогда не ошибается». Но даже если вас повезут честно по навигатору, то, как я уже рассказывал, это только удлинит путь.
Самое же большое бе­зумие - пользоваться одним из трех интернет-сервисов такси днем. В Петербурге и без того большие проблемы с пробками. Но водители этих служб вас еще и специально ввезут в пробку! Ведь каждая минута простоя - это деньги, которые вы заплатите! Садясь в такое такси, вы становитесь заложником - будете «баксовать» за то, что стоите. И не просите таксиста: «Шеф, давай быстрее!» Ведь «шефу» выгоднее помедленнее…
Самый же наглый способ выкачивания денег в том же Uber связан с привязкой к сервису банковской карты. Пострадавших - тысячи. Порой деньги бессистемно списываются с карт пассажиров, даже если не совершались никакие поездки. Как правило, потом компания «украденные» деньги возвращает, объясняя ЧП техническим сбоем. По сути же она просто берет у российских граждан беспроцентный кредит. И ответить «банкирам» нечем.
В последнее время официальные таксомоторные компании активизировались в борьбе с трио интернет-сервисов, считая их опасными конкурентами. Таксисты даже написали письмо на имя губернатора Георгия Полтавченко с требованием запретить в Петербурге Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Только это - именно борьба с конкурентами, а не решение глобальной проблемы. «Смена» считает необходимым принять федеральный закон о такси и неукоснительно его соблюдать.

Максим ТАЛАНОВ

 

На заметку

Что должен знать пассажир, заказывая такси

1. Заказывайте такси только в крупной, известной компании. Никогда не пользуйтесь услугами малоизвестных фирм, у которых нет собственного автопарка.

2. Никогда не пользуйтесь службами такси, в которых не называется стоимость поездки в момент заказа.

3. Если вы заказываете такси в аэропорт или на вокзал, сделайте это не позднее чем за час-полтора до выезда. Лучше перестраховаться. Также в момент заказа поставьте условие: запрет водителю на пользование навигатором, который может удлинить ваш маршрут.

4. Если вы заказываете автомобиль в выходной (с пятницы по воскресенье) или праздничный день, позаботьтесь о такси не менее чем за час до предполагаемого выезда.

5. В случае, если вы заказываете такси через Интернет, помните, что в обозначенное на сайте время вам должны перезвонить либо диспетчер, либо водитель. Будьте внимательны: если вам никто не перезвонил, существует вероятность того, что ваш заказ не принят.

6. При заказе требуйте, чтобы вам был подан брендированный автомобиль, соответствующий действующему в РФ законодательству. И непременно узнайте номер вашего заказа.

7. Если компания не подала вам автомобиль в обещанные сроки, вы не обязаны его ждать и вправе поехать любым другим способом, а затем предъявить перевозчику претензии, в том числе в судебном порядке, с требованием компенсации нанесенного морального или материального вреда.

8. Если вам подали автомобиль, на крыше которого отсутствует фонарь оранжевого цвета либо на кузове которого отсутствуют шашечки, откажитесь от поездки. Также вы вправе обратиться в полицию в связи с нарушением таксомоторной компанией и водителем Кодекса об административных правонарушениях РФ.

9. Всегда требуйте у водителя сдачу. Если водитель отказывается давать сдачу, немедленно сообщите об этом в таксомоторную компанию.

10. Всегда требуйте у водителя такси квитанцию об оплате проезда. Если водитель такси отказался выдать квитанцию, необходимо сообщить об этом диспетчеру службы такси. Если он не урегулировал вопрос, то необходимо обратиться в полицию. За нелегальную перевозку таксомоторная компания должна быть оштрафована, а водитель - лишиться лицензии на работу в такси.

12.10.2015