Особое мнение

«Борцы с церковью действуют тонко»

Самый известный в Петербурге специалист по пиару Антон Вуйма уверен: православных намеренно стремятся выставить варварами и нецивилизованными людьми

Основатель PR-агент­ства «Духовное наследие», самый известный петербургский пиарщик Антон Вуйма рассказал «Смене» о том, кто может стоять за сносом барель­ефа Мефистофеля, поче­му либералы все чаще организуют антирелигиозные кампании и как на это должны реагировать верующие.

«Ищите, кому это выгодно»
- Антон Юрьевич, насколько нам известно, у вас - свое, оригинальное видение ситуации с барельефом Мефистофеля...
- На мой взгляд, это была пиар-акция. А за любой пиар-акцией всегда стоят те, кому она выгодна. В этой истории много странного. Судите сами. 20 августа активные борцы с Русской православной церковью - депутаты питерского ЗакСа Григорий Явлинский, Борис Вишневский и Александр Коб­ринский предложили внести поправки в Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Их цель - ограничить право церкви на получение своего имущества, чтобы Русская православная церковь не могла, как они говорят, «грабить музеи». Конечно же, поправки в закон приняты не будут, но важен сам факт: эти люди действовали координированно против церкви, чтобы не допустить претворения в жизнь закона, по которому Исаакиевский собор должен был быть передан епархии без каких-либо обсуждений. Итак, это было 20 августа. А уже 26-го произошла акция со сносом барельефа Мефистофеля, которую, как мне кажется, нельзя рассматривать вне связи с борьбой вокруг Исаакия. В результате «яблочникам» удалось в рекордные сроки, за пару дней, собрать довольно многочисленный митинг в защиту демона. Все это, повторюсь, выглядит очень странно.
- Почему?
- Потому что «яблочники»  узнали об уничтожении  Мефистофеля первыми. Обычно, когда происходит подобное событие, о нем лишь на следующий день узнают СМИ, причем информация  журналистам, как правило, поступает от полиции, и только потом уже поднимается общественность и начинает митинговать. А тут получилось по-другому: сначала о событии узнали общественники , и уже они написали заявление в полицию. А потом случился моментальный всплеск народного негодования. Процесс пошел шиворот-навыворот, против естественной нормы. Конечно же, я ничего не утверждаю, доказательств  у меня нет. Но заинтересованность именно «Яблока» в этом событии - налицо. Политика, как мы знаем, - грязное дело. Когда не самая популярная партия вдруг собирает в считаные дни две сотни человек  по поводу сноса барельефа Мефистофеля  -  это кажется весьма подозрительным. Уже через год «Яблоку» предстоит участвовать в выборах. И вот сейчас, похоже, они начали искать свою нишу, чтобы завоевать популярность . Видимо, эта ниша - антиправославие.
- Казалось бы, в стране, где более 80 процентов населения называют себя православными, на антиправославных настроениях далеко не уедешь…
- Борцы с церковью действуют весьма тонкими методами. В 1990-е годы черные пиарщики крепили несмываемым клеем листовки конкурентов своих кандидатов на лобовые стекла автомобилей. Водители злились и, наоборот, не голосовали за тех, кто был на них изображен. И убеждали в этом своих родственников и знакомых. Так и тут: информационная кампания против церкви началась как бы с рекламы православных чувств: вот, мол, православные сбили Мефистофеля, который мешал строящемуся напротив храму. Уже в этом утверждении - намеренное введение людей в заблуждение! Мы знаем, что во многих церквях висят иконы, где нарисованы черти и бесы - они олицетворяют ад, место, куда попадают души грешников. То есть само изображение демона никак не могло помешать церкви. Но «яблочники» начали активно раскручивать идею: православные готовы разрушать культурные ценности ради своей религии. А до этого депутат Кобринский неожиданно заговорил про «православный ИГИЛ». Православных активно стремятся показать варварами, нецивилизованными людьми, которым нельзя доверять культурные ценности, так как они мгновенно их уничтожат и разнесут…

«Церкви пора обороняться»
- Однако нашлись люди, которые попытались и вам приписать некое участие во всей этой истории, правда уже на другой стороне - на стороне церкви…
- Действительно, мне звонили очень многие люди и спрашивали, не я ли сбил Мефистофеля. Потому что любое креативное информационное событие традиционно в Петербурге ассоциируется со мной. Порой мне звонят и чиновники и пытаются со мной «договориться», считая, что я провернул ту или иную политическую пиар-акцию. А я порой даже не в курсе, что это было. Поверьте, в Питере много креативных пиарщиков, которые спокойно могут без моего участия организовать что угодно. Просто тут был схожий стиль работы - поэтому одно известное интернет-СМИ решилось по мне пройтись и приписать определенное участие в этой истории. Возможно, ему показалось важным донести до читателя тот факт, что «король черного пиара Вуйма» работает на церковь, - это опять же позволяет подать Русскую православную церковь в негативном ключе. Да, я общаюсь со многими священниками, помогаю церкви в информационном плане. Это мой выбор. Я - с церковью. А депутат Вишневский, появляясь на митинге с плакатом Мефистофеля как с иконой, показывает, с кем - он.
- В последнее время на Русскую православную церковь идет беспрецедентная атака со стороны антиклерикальных сил. Должна ли церковь им сопротивляться?
- Уверен, что да. Есть мировые практики - технологии защиты от черного пиара. Современное медийное пространство - это место, где церковь представлена очень слабо и занимает весьма пассивную позицию. Но так было не всегда. Первые святые приходили в амфитеатр и смотрели, как львы терзают гладиаторов. А потом вставали и начинали произносить проповедь, никого и ничего не боясь. Люди прислушивались к ним и принимали христианскую веру. А ведь амфитеатр тогда фактически был средством массовой информации. Православная церковь, когда на нее идут нападки, также должна выйти в прессу и начать проповедовать. И тогда нападки будут отбиты. Но в церкви многие рассуждают так: нам нельзя сопротивляться черному пиару - вдруг мы с кем-то поссоримся. Но ведь идет открытая война против церкви. С Запада на эту войну выделяются большие деньги. Да и местные финансы привлекаются. В этой ситуации нельзя не обороняться! Это то же самое, если бы на монастырь напали враги, пришли туда с копьями и ружьями. Люди в таких случаях обязательно вставали на защиту обители. Сегодня на церковь нападают информационные войска - всем православным пора подниматься на ее защиту.

Юлия ФРОЛОВА

12.10.2015