Наглядная анатомия

Гляжу в тебя как в зеркало…

В Петербурге открылась уникальная выставка, экспонаты которой - препарированные органы и части тела человека

Несмотря на натуралистичность экспонатов выставки «Тело человека», она преследует чисто познавательную цель, предоставляя зрителям возможность сравнить здоровый орган с больным или измененным в результате воздействия вредных привычек. Этот уникальный проект инициировал и своими руками воплотил в жизнь заведующий кафедрой нормальной анатомии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова профессор Иван Гайворонский.



Знание - не только сила, но и стимул лечиться
Многие даже не представляют, до чего терпелив человек. Иван Гайворонский показывает фибромиому матки весом десять килограммов. Эту доброкачественную опухоль очень легко удалить, когда она еще маленькая, но женщины предпочитают страдать, отращивая ее в животе и выглядя при этом как «дважды беременная», возмущается профессор. Или - огромная аскарида, проевшая стенку прямой кишки. Теперь это уже «неоперабельный» случай, хотя глисты можно вывести с помощью простейших таблеток, не доводя их в своем организме до длины 25 сантиметров! А вот - деформированные артрозом суставы. Они похожи на уродливое сплетение чудовищного дерева. Непонятно, как человек мог передвигаться на таких ногах. Но, поскольку этот экспонат попал на выставку, уже не смог.
- Между тем уровень сегодняшней медицины позволяет поставить пластины или искусственный сустав и не только облегчить жизнь человека, а полностью вернуть ее утраченное качество, - поясняет Иван Гайворонский.
Все знают, что инфаркт - это страшно, атеросклероз - опасно. Аневризма брюшной аорты - смертельна. Вот она - огромный мешок с тонкими стенками, выросший на сосуде. Увидев такое, не захочется тянуть с обследованием. Расширенная аорта при аневризме может разорваться в любую секунду, и за пару минут человек погибает, при том что «скорая помощь» едет гораздо дольше. Хотя аневризму легко диагностировать и удалить, поставив искусственный сосуд.
Сердца бывают разные. Здоровый орган - величиной с кулачок. При гипертонической болезни сердце большое, с расширенными сосудами, ему работать очень тяжело. А вот сердце спортсмена - сосуды нормальные, но само тоже гипертрофировано из-за тяжелых физических нагрузок.
Ученый-анатом уверен: получая о своем недуге зрительную информацию, человек не только сразу побежит к врачу, но и получит адекватное лечение.
- Возможностей лечиться в нашей стране много - не в районной поликлинике, так в любой муниципальной или частной больнице! - оптимистично заверяет он.
Не будем подвергать это утверждение сомнению, а уверуем в то, что беречь здоровье лучше всего смолоду.

Это - не кунсткамера!
Курильщикам здесь будет особенно интересно. Хотя они, как правило, посмеиваются над шокирующими картинками на сигаретных пачках, тут им будет не до смеха. Сравнение легких деревенского жителя с легкими мало курящего и заядлого курильщика будет явно не в пользу последнего.
- Я сам был шокирован, положив два препарата бронхиального дерева курящего и некурящего человека рядом, - восхищается творением собственных рук Гайворонский. - Если в первом отсутствуют лимфатические узелочки, то у курильщика они огромные, доходящие до 10 саниметров. А это значит, что его иммунная система бездействует. Тогда начинаются бронхиты, пневмонии, а потом и рак легкого.
Еще страшнее выглядят дыхательные органы, поврежденные туберкулезом. Это сплошные дыры, не оставляющие в легких живой ткани.
Лично я бы запретила приходить на выставку беременным женщинам. И агитировала бы прийти сюда тех, кто беременность еще только планирует. Трудно поверить в то, что может сделать стресс с будущим ребенком, пока не увидишь это на выставке «Тело человека». На нервной почве матка сжимается в спазмах и сдавливает плод так, что его внутренние органы деформируются, уродуя будущего малыша. Наркотики и курение творят еще большее зло, превращая человеческий зародыш, задуманный создателем как верх совершенства, в безобразное существо.
В том, что произойдет с репродуктивным аппаратом мужчины и женщины в результате неправильного образа жизни, можно убедиться воочию.
- Уникальный случай, который даже хирурги могут увидеть раз в тридцать лет, - огромный камень в мочевом пузыре, заполнивший весь орган, - рассказывает Гайворонский. - Это следствие тяжелой аденомы предстательной железы, причиной которой являются инфекции.
Меньше всего Иван Васильевич хочет, чтобы его экспозицию восприняли как кунсткамеру. Поэтому заспиртованные младенцы находятся в отдалении, на заднем плане, они не бросаются в глаза.

Мужчины больше похожи на обезьян, чем женщины
- Вот два черепа - мужчины и женщины, - показывает профессор. - Их легко отличить. Мужской череп больше похож на обезьяний, у женщин он более красивый и элегантный. И хотя женский мозг весит меньше мужского, доказано, что женщины умнее. Ведь у японцев мозг тоже меньше, а они непревзойденные создатели высоких технологий.
А вот еще несколько интересных фактов. Длина всех сосудов в человеческом организме такова, что ими можно обернуть земной шар два раза. А голова у человека не такая тяжелая благодаря воздуху, содержащемуся в околоносовых пазухах.
Иван Гайворонский рассказал и о том, как нельзя издеваться над своим организмом, выдавая это за уникальные особенности.
- Один из участников телепередачи «Минута славы» вертел головой на 360 градусов, а зрители восхищались, не подозревая, что он мог умереть каждую минуту. Такой способностью обладает человек с врожденной аномалией позвонков, и вертеть головой в его состоянии смерти подобно.

Фельдшерская закалка
Сам Иван Васильевич посвятил анатомии всю жизнь. И никогда не боялся обезоб­раженных болезнью и травмами человеческих тел - ни в анатомичке в студенческие годы, ни во время фельд­шерской практики в деревне после медучилища.
- Это было сорок лет назад, и тогда каждый день приходилось одному то принимать роды, то зашивать раны, то приводить в чувство посиневшую от приступа бронхиальной астмы старушку. При том, что никаких лекарств, кроме адреналина и эуфиллина, не было.
Профессор считает, что в наше опасное время каждый человек должен быть готов видеть мертвое тело и не впадать от этого в шоковое состояние. А тяжело травмированному человеку уметь оказать помощь.

В анатомии человека должно быть все прекрасно
Созданию экспонатов предшествовала огромная научная работа по поиску технологии консервирования органов. Известные способы бальзамирования и спиртования позволяют сохранить органы на непродолжительное время. А метод пластинации, открытый немецким анатомом Гюнтером фон Грантом, известным своими передвижными выставками «Миры тела», тот хранил в строжайшей тайне. Профессор Гайворонский бывал у зарубежного коллеги по приглашению, но выведать секреты ему не удалось. Несмотря на огромную разницу в уровне лабораторного ­оснащения - в девяностые годы российская медицина была в упадке, а западная внедряла высокие технологии, - Иван Васильевич принялся за разработку собственного метода, который назвал «методом полимерного бальзамирования».
Секрет уникальной технологии - в удалении из органов воды и жира с последующим насыщением их медицинским силиконом. Все методики защищены авторским правом. Причем на разработку технологии никто не выделил ни копейки. Ме­ценат нашелся только на развитие проекта «Тело человека» и создание экспонатов.
- Эта работа требует высочайшего профессионализма, она близка к искусству, - делится Иван Гайворонский. - Нужно создать реальную форму, придать экспонату естественный цвет, где-то даже подкрасить кисточкой. Таких профессионалов единицы. Этот процесс очень длительный. На создание сердца, например, уходит четыре месяца, а всего человеческого тела - целый год.

Завещаю себя для музея
Большая часть экспонатов была создана в постперестроечные годы. Сегодня их сделать сложнее. Один из немногих путей получения трупов - завещание, причем с личным пожеланием попасть в руки профессионалов. По словам мастера, многие врачи и медсестры, побывавшие на первой выставке, такие завещания уже оформили. Готов послужить людям после смерти в таком полезном качестве и сам профессор.
В нетрадиционном способе вечного упокоения даже церковь не увидела ничего предосудительного.
- Церковь нас поддерживает, считая, что медицина призвана лечить тело, а для этого необходимо его изучать, - говорит Гайворонский. - Православные священники сами приходят смотреть наши экспонаты. У нас есть разрешение Синода, который решил, что такая научно-познавательная выставка принесет людям пользу.
Экспонаты для выставки собирались в течение многих лет и составили огромный фонд анатомического музея академии. Курсанты ВМА имеют возможность изучать патологии на «живых» экспонатах, в отличие от других медицинских учреждений, не имеющих подобной базы.
- Нельзя стать врачом, обу­чаясь только по атласам и книжкам, - считает профессор. - К счастью, все испытания и проблемы, связанные с существованием нашего вуза, позади, и теперь мы имеем возможность нормально развиваться. Военно-медицинская академия - на взлете, мы проводим большие наборы студентов, только у меня в день по 8 - 10 часов лекций. Да еще рады открыть двери своей анатомической базы для студентов других учебных заведений.
Иван Гайворонский надеется, что выставка станет постоянной и подвигнет всех ее посетителей изменить отношение к своему образу жизни и здоровью.

Нина БАШКИРОВА

Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015