Валерий ГЕРГИЕВ: «Театры России находятся за чертой допустимого»
Маэстро уверен, что у сильного одно право - помочь слабому
Мариинский театр дает более 500 спектаклей и концертов в год. И это только в Петербурге. А если вспомнить о зарубежных гастролях и выступлениях в городах России! При этом всемирно известный коллектив продолжает расширять рамки репертуара. Главный дирижер и художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев считает, что в его театре работают втрое, а то и вчетверо больше, чем в других. Об этом и многом другом узнают сегодня из уст маэстро читатели «Смены».
«Вполсилы - не наш стиль!»
- Больше всего сейчас вопросов об открытии второй сцены Мариинки. Я категорический противник ползучих слухов о том, что оно откладывается на 2014 или даже 2015 год. Добровольно сдвигать срок сдачи на такое далекое время мы не намерены. Это общая позиция и руководства театра, и Министерства культуры России. Мы следим за тем, чтобы работа не шла вполсилы, нескоординированно. Надо любыми жесткими способами контролировать этот процесс. Контроль, собственно, есть и сейчас. Но он будет еще жестче.
Коллектив уже готов к переезду на новую площадку. Подготовлены спектакли для нашей второй сцены. Если сроки ее сдачи затянутся, нам придется технически очень сильно корректировать постановки, сделанные не для старого помещения, а для гораздо более совершенных условий. Это будет неправильно. Ведь что такое закрыть наш театр даже на четыре-пять дней? Я всегда считал, что для Петербурга это будет плохо. Самый знаменитый театр города - надеюсь, я не переборщил с оценкой, - должен функционировать без антракта. Мы прилагаем все силы для этого. Потому что знаем: со всех стран мира люди приезжают, чтобы увидеть красоту Санкт-Петербурга, и в том числе Эрмитаж и Мариинку. Это совершенно точно! А кроме престижа есть и экономический аспект. Вклад этих двух учреждений культуры в экономику города огромен.
Спектакль дороже
- Я уже много лет большой противник манеры расклеивать по всему городу плакаты, дабы заманить тысячи людей в Мариинский театр. Мы живем в 2011 году, и я считаю, что эффективнее использовать современные формы общения, в частности Интернет, который позволяет быть информированным южноафриканцу или финну о том, что делается у нас в театре. Имея такое международное средство общения, можно не увлекаться завешиванием анонсами всех рекламных щитов. Тем более, как мне кажется, там настолько бесконтрольно взвинчены цены, что я предпочту на эти деньги создать новый спектакль, чем платить их за размещение плакатов. Немного развратили, на мой взгляд, местных богатеев, которые владеют рекламными местами.
Что немцу здорово...
- Мы не должны быть падкими на моду. Яркие имена вспыхивают каждый сезон, особенно в Германии. То и дело слышно, что кто-то поставил нечто неординарное в Штутгарте, Зальцбурге, Мюнхене или Берлине. Обычная режиссура там считается никому не нужной, потому что, не забывайте об этом, в Германии - десятки музыкальных театров, находящихся на близком расстоянии. Десятки! А в России в лучшем случае всего десять - и на сумасшедшем расстоянии друг от друга. Поэтому побывать в театре в Якутске, Хабаровске или Улан-Удэ для каждого из нас - это редкая возможность. Очень редкая! Поэтому и удаленным от центра театрам, и нам в основе следовало бы иметь классический репертуар.
Россия без Достоевского?
- Есть люди, которые годами живут в России без Достоевского и Прокофьева, без Щедрина и Толстого, без «Конька-Горбунка» и других русских сказок... И таких большинство. Подавляющее большинство. Именно поэтому мы курируем несколько театров, которым просто трудно. Мы уже два года спокойно, без шума, работаем в Великом Новгороде. Впереди - выступления в Петрозаводске, Архангельске, Екатеринбурге. Не исключено, что будем помогать Новосибирску, Челябинску, Иркутску. Но одно дело сейчас привезти оркестр Мариинского театра, который наверняка может порадовать любой город в мире, а не только в России, и другое дело - показать спектакль. Для спектаклей нужны театры, причем театры должны быть в приличном состоянии. К сожалению, очень многие из них сегодня находятся за чертой допустимого. Это беспокоит нас хотя бы по праву старшего, более сильного. Так что если можем помогать - помогаем. У нас есть чем поделиться.
Самое заветное - симфонии Шостаковича
- Диски с записями Мариинки, выпущенные на нашем лейбле «Мариинский», расходятся в десятках стран. Для меня самое заветное - симфонии Шостаковича. Половину из них мы уже записали. Мы осуществим запись всего симфонического цикла в нашем Концертном зале. Это очень важно для меня, потому что я очень ценю произведения Дмитрия Шостаковича. Я не повторяю сегодня то, что делал в 1993 году, старая запись не будет преградой для новой. Сегодня исполнение будет лучше: сейчас куда совершеннее условия записи, состав оркестра, солисты, инструменты, звучание струнных - да все на свете!
«Мы - народ рабочий»
- Я не знаю, какое место занимает культура сегодня в жизни России. Даже не знаю, что я сам считаю культурой. Это предмет для широкой дискуссии. Зато точно знаю, что мы занимаемся оперным и балетным искусством, симфонической музыкой, организуем сольные концерты... Является ли это частью культуры нашего общества? Может быть. Мы не думаем об этом - просто делаем. А кто-то поумнее оценит наши усилия, и, возможно, даже высоко. Но давать определения и оценки должны не мы. Мы - народ рабочий. Мое дело - во-первых, дирижировать, во-вторых, организовывать значительную часть культурной жизни Петербурга, музыкальной и театральной, в-третьих, представлять Мариинский театр за рубежом как гордость России. Всего лишь.
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА