В гостях у «Смены»

Сергей Кошонин: «Сериальное мыло - бессмысленный труд»

Майор Веригин из «Убойной силы» ушел на пенсию бесповоротно

Ровно сорок лет назад началась актерская карь­ера Сергея Кошонина. Ленинградский школьник исполнил одну из ролей в фильме «Дневник директора школы». Его партнерами по съемочной площадке были Олег Борисов, Ия Саввина, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Николай Лавров. Да и в дальнейшем, после окончания Театрального института, Сергей Анатольевич не мог пожаловаться на судьбу: он снялся во многих советских фильмах. Но когда наступили девяностые, актера спасал только любимый театр - Молодежный театр на Фонтанке, где Кошонин прослужил двадцать с лишним лет и сыграл около ста ролей. Однако зритель знает его прежде всего по роли майора Веригина из сериала «Убойная сила». Последние годы Кошонин стал заниматься продюсированием, продолжая сниматься в различных фильмах. Чем отличаются эти две ипостаси - продюсерская и актерская, он рассказал «Смене».

Кино? Скучно и жарко!
- Сергей Анатольевич, вы поступили в Ленинградский театральный институт по совету мастеров, с которыми снимались в «Дневнике директора школы»?
- Нет, никто мне не советовал. Я поступал в Высшее военно-политическое училище ПВО в Горелове. Поступал по комсомольской путевке. Мимоходом решил зайти на Моховую, попробовать: а вдруг меня возьмут? Хотя особой заинтересованности в профессии актера у меня не было. Наоборот, после с­ъемок мне казалось, что кино - это совсем не мое. Очень скучно по сто раз повторять одно и то же, и к тому же на площадке нещадно жарко (тогда были еще угольные светильники). Понравилось мне в кино только одно: когда мои учителя увидели фильм, они стали лучше ко мне относиться и ставить хорошие отметки. Приятно!
- Девяностые сильно помешали вашей работе в кино?
- Сначала ее просто не находилось. Потом стало появляться всякое-разное. Но в целом девяностые оказались пустыми. Между прочим, сейчас может повториться та же ситуация, потому что никакой новой работы с ноября прошлого года нет.
- По какой причине?
- Из-за санкций все проекты заморожены.
- Но ведь наше кино - отечественный продукт. Как на него могут влиять санкции?
- Как мне рассказали профессионалы, санкции влияют на рекламную составляющую телеканалов. Рекламы стало гораздо меньше, крупные зарубежные рекламодатели не проплатили денег за рекламу на год вперед. Отсюда и отсутствие средств на запуск новых проектов.

Деньги дают под имя
- Вы двадцать лет прослужили в театре и двадцать же лет - продюсером. Это разные двадцать лет?
- Конечно! Когда ты актер - ты просто актер: подчиняешься расписанию, играешь те роли, на которые назначили. Продюсер - совсем другое. Не то чтобы я безумно мечтал стать продюсером. Просто хотелось делать то, что в театре, служа актером, сделать невозможно. Попробовать и то и это.
- Есть секрет, как стать успешным продюсером?
- Надо сначала заработать имя, чтобы потом под него давали средства. Вот и весь секрет. Я, кстати, не очень понимаю, когда учат на продюсеров вчерашних школьников. Им еще жить и жить - и зарабатывать имя.
- Вы были одним из продюсеров фильма «Не скажу» с участием Елизаветы Боярской и Максима Матвеева. Картина усыпана призами кинофестивалей. Были единогласные одобрительные отклики в прессе. И где он? Почему прошел по экранам так тихо? Типично ли это для нашего кинематографа?
- Вопрос, наверное, не ко мне, а к прокатчикам. А также к тому обстоятельству, что у нас нет закона о поддержке и защите отечественного кинематографа. Вернее, какой-то похожий документ есть, но он не действует на практике. Когда мы вышли в прокат, у нас было всего 55 копий на всю Россию - на большее количество не нашлось средств. А Голливуду - всюду зеленый свет! Я разговаривал за чашкой чая с директором одного крупного кинотеатра, и он признался, что если не будет гнать Голливуд, то обанкротится. Сам бы был рад поставить хороший отечественный фильм, но для этого нужна государственная поддержка. Хотя бы режим финансового благоприятствования на первое время - например, цены на билеты российских фильмов сделать ниже. Может быть, за прокат отечественного кино снижать налоги. А то сейчас что получается: хочет человек сделать хорошее дело, показать достойное национальное кино, а кончается тем, что зарабатывает рубль, а отдает налоговикам рубль двадцать.
- Но ведь те же «Елки» кинопрокат берет с радостью?
- Вот мы и видим только «елки-палки» да «ели-пили». Я за них очень рад! Такое кино тоже очень востребовано. Оно сделано под голливудский формат. Но у нас много других родных, отечественных фильмов, которые собирают призы фестивалей, а потом исчезают бесследно. И только количество просмотров их по Интернету показывает, что они нужны зрителю.

Давайте защищать своих!
- Сергей Анатольевич, какие еще законы нужны для поддержки нашего кинопроизводителя?
- Знаете, я дружу с Георгием Антоновичем Штилем. Он мне сказал: «Как жалко, что у нас нет авторского права для актеров! Если бы мне хотя бы по рублю с каждой кассеты или показа по телевидению платили, я бы на пенсии чувствовал себя обеспеченным человеком». Страшно и стыдно, сколько наших кинокумиров ушло из жизни в нищете…
- Российское авторское общество могло бы действительно позаботиться…
- РАО? Позаботиться? О нас? Позвольте, если угодно, историю об их «заботе». В 2000 году мы поставили пьесу Франсиса Вебера «Я должен убрать президента!», в которой отлично играли Семен Стругачев, Игорь Лифанов, Сергей Барковский. По тогдашним законам мы использовали текст, опубликованный в открытом отечественном источнике, и за это автору переводились гонорары. Но четыре года спустя мы вдруг вступили в европейские правовые взаимоотношения. РАО запретило показывать спектакль, пока мы не наладим отношения с агентом Вебера - мадам из бывших русских эмигрантов. Стали налаживать. Полгода не играли, ждали ответа. В ответ нам приходит разрешение играть эту пьесу на французском языке. Спрашиваем: как же мы будем на чужом языке играть? Еще полгода подождали, приходит разрешение играть, но в другом переводе, где (внимание!) отсутствовали некоторые прежние персонажи. Просим отредактировать. Приходит подстрочный перевод американского фильма. А дальше - еще круче. Попросили солидную сумму за еще не сыгранные спектакли!
- Что же в итоге?
- Спектакль - живой организм. Если его год не играть, он умирает. Мы закрыли проект. РАО ни разу не пыталось защитить нас, а ведь существует такое понятие, как смежное право! Оно всецело встало на сторону иностранного партнера, потакая его желанию хоть чем-нибудь поживиться в России, попробовать «нагнуть» нас.
- Вы окончательно расстались с майором Веригиным из «Убойной силы»?
- Бесповоротно ушел на пенсию с этой должности. «Ментовские» сериалы обратились в мыло. Сниматься в них - бессмысленный труд. К тому же, думаю, правильно, что не остался актером одной роли. Сейчас я снимаюсь в других фильмах, но всегда помню: у меня есть более важные вещи, которые я должен успеть сделать в жизни.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015