Откровения

Владимир Коренев: «Половина Крыма - это моя семья»

Знаменитый артист, исполнитель роли Ихтиандра, убежден, что патриотизм - замечательное человеческое качество

Его главный киногерой - Ихтиандр из «Человека-амфибии» - прямой, честный и справедливый. Владимир Коренев такой и в жизни. Севастополец, сын контр-адмирала, отстоявшего Крым в Великую Отечественную, он никогда не скрывал своих патриотических взглядов. Недавнее 75-летие ведущего актера Московского драматического театра имени Станиславского и театрального педагога широко отмечалось в России. Однако Владимир Коренев признался «Смене», что юбилей омрачили известия о событиях на Украине.

«Россия велика и духовно, и территориально»
- Владимир Борисович, какие чувства вы испытали в тот момент, когда развалился Союз и ваш родной город Севастополь вдруг стал зарубежьем?
- Я родился в русском городе, и то, что он именно русский, не подвергалось сомнению никогда, пока не пришли к власти люди, выдумавшие новую историю Малороссии. Я очень переживал, когда произошло все это безобразие, и очень радовался, когда в 2014 году все встало на место. На отведенное историей место. Я родился в Советском Союзе и убежден, что СССР, за вычетом отдельных издержек, - это продолжение великой Российской империи, которая складывалась на огромных пространствах на протяжении веков. Я Россию воспринимаю как страну великую и духовно, и территориально. У меня абсолютно имперское мышление. Я патриот и не считаю, что Россия может спокойно отдавать свои провинции, чтобы стать в итоге «средней европейской страной» размером с Тульскую область.
- А некоторые деятели культуры считают иначе. Им как раз очень хочется жить в «средней европейской стране». И от слова «патриотизм» их передергивает…
- Уверен, патриотизм - замечательное человеческое качество. Почему я должен стесняться того факта, что родился в великой стране с талантливым народом, который к тому же объединил в одну семью еще сотню других народов?
- Говорят, мы к ним были не толерантны.
- Толерантности кого-кого, а нас учить не надо. В России веротерпимость была всегда. Мы уважительно относились к любой нации, и представитель любой из них всегда мог подняться с самых низов до высших постов в государстве. Если, разумеется, обладал интеллектом и энергией. О какой еще толерантности мечтают эти «учителя»?

«Мы вместе страдали и вместе побеждали»
- Как, на ваш взгляд, можно урегулировать конфликт на Украине?
- Я считаю Украину частью единого славянского дерева. И разрубить это дерево невозможно. Сколько ни выдумывай новую историю - ничего не получится. Мы вместе страдали, вместе радовались, вместе одерживали победы. Уверен: мы к этому вернемся, как вернулся ко мне мой Крым.
- Именно ваш?
- Разумеется, мой, русский. Крым издавна принадлежал России. Если кто-то считает иначе, то этим людям надо было в свое время ходить в школу, а не прогуливать занятия. Тогда бы сейчас они не выдумывали, что украинцы-де выкопали Черное море и что Гомер якобы говорил на мове. Факт в том, что русские воины Крым завоевали, что Потемкин его заселил. Мой дед Василий в свое время обосновался в Крыму, у меня там сейчас двенадцать теток и дядьев, и у каждого из них - по десять детей. Половина Крыма - это моя семья. Мой отец воевал за Крым. У него шестнадцать осколочных ранений, три пулевых и две контузии. После войны он очищал Черное море от мин. Вот мои аргументы, почему Крым мой и Крым наш!
- Может быть, по тому же принципу, в результате народного волеизъявления, могли бы стать нашими Донбасс и Луганск?
- Возможно, это лучшее из всех решений. А вообще, на мой взгляд, Россию и Украину нельзя разделить. Если только нацистскими методами. Очень сильная у нас генетическая связь, подавляющее большинство живущих на Украине состоят в смешанных браках, у детей и внуков уже не разберешься - украинец он или русский. Какая-то придуманная, искусственная политическая акция сейчас проворачивается Киевом.

В запорошенных мозгах
- Владимир Борисович, вы упомянули о фашистских методах, потому что замечаете их в действиях киевского руководства?
- Стрелять по мирным гражданам, убивать детей - это фашизм. Фашистская идея - страшная штука, пошлая. И, как всякая пошлятина, действует на человека легче легкого.
- Каким образом?
- Человек освобождается от «химеры совести». Не надо думать, не надо учиться, не надо работать, в том числе и над собой. Нужно просто приговаривать: «Кто не скачет, тот москаль» - и ощущать собственное превосходство. Подобное всегда кончается трагедией. Киевские правители вверг­ли свой народ в пучину гражданской войны, но я верю, что в любом случае все вернется на круги своя. Потому что невозможно воплотить чудовищную идею, возникшую в запорошенных мозгах, в реальной жизни. Но если они все-таки попробуют построить фашистское государство - их неминуемо ждет новый Нюрнбергский процесс.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015