Алексей Учитель: «Дебютантам некуда податься»

Известный кинорежиссер удручен незавидной судьбой режиссеров начинающих


Алексей Учитель, перешагнувший на минувшей неделе 60-летний рубеж, - один из самых успешных российских режиссеров. Он снял множество документальных фильмов, среди которых знаменитые «Рок» и «Последний герой» о Викторе Цое. Перейдя в игровое кино, режиссер добился еще больших успехов: фильм «Дневник его жены» получил «Нику», «Космос как предчувствие» - золотого «Святого Георгия». Не счесть наград у картин «Прогулка» и «Мания Жизели». А еще Учитель второй год подряд с успехом возглавляет международный фестиваль «Послание к Человеку».

Без дебютантов у кинематографа нет будущего

- Алексей Ефимович, а как начинался ваш роман с кино?
- После школы я пришел на киностудию и стал оператором. Чуть ли не на следующий день мне поручили снимать какую-то демонстрацию. Потом окончил ВГИК и вернулся туда же. Вскоре стал режиссером. Без работы не оставался ни дня. Сегодня, особенно в игровом кино, ни о чем подобном мечтать не приходится.

- Положение дебютантов нынче сложнее?
- Оно катастрофическое. У меня был выпуск в мастерской режиссуры во ВГИКе - пятнадцать человек. Я не уверен, что все они найдут возможность проявить себя. Вот, например, в начале июля Министерство культуры провело конкурс на гранты для производства картин. Заявок подали двести штук, а грантов оказалось только семь. А на дебютное кино - всего одна единица! Министерству, конечно, виднее, на что давать деньги. Но для меня - неразрешимая загадка: как будет развиваться наш кинематограф, если мы не будем делать дебютные картины?!

В сетях телеканалов

- Вероятно, вы и возглавили фестиваль «Послание к Человеку», чтобы дать дорогу начинающим?
- Тем, кто все-таки сумел снять фильм, - да. Помимо признания, престижа фестиваль поможет молодому человеку почувствовать победу, окрылит его, подвигнет на следующие  творческие шаги. А еще фильм может привлечь продюсеров. Конечно, дебютант рискует попасть в сети телеканалов, которые начнут его использовать для производства не самой лучшей сериальной продукции. Тут уж ничего не поделаешь -  другой-то там нет!

- Верите ли вы, что со временем марка возглавляемого вами фестиваля будет цениться не меньше, чем марка фестиваля Каннского?
- В ближайшие десятилетия - вряд ли. Международное фестивальное движение настолько сложившееся, устоявшееся, с такой жесткой табелью о рангах, что к нему не прикоснешься. Я мечтаю, чтобы Московский международный фестиваль затмил Канны, но понимаю, что и это дело далекого будущего. Разве что финансовые кризисы существенно изменят картину мира и выдвинут вновь вперед Россию. Но тем не менее наш фестиваль развивается и имеет высокий международный рейтинг.

Как сохранить «Ленфильм»

- Взволнованные возможной гибелью «Ленфильма», режиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман-старший обратились с пись­мом к Владимиру Путину. А вас тревожит будущее нашей киностудии?
- Еще как! «Ленфильм» - великая киностудия. Если она продана, то это действительно гибель. Тут я целиком присоединяюсь к Сокурову и Герману. А если подписан некий договор о совместной деятельности, с четко оговоренными пунктами, тогда возможен компромисс, который спасет «Ленфильм». Я не знаком с этим документом. Но уверен, что глава правительства, для которого питерская киностудия не чужая, даст правильную оценку сделке. Потому что если это прямая продажа без условий развития киностудии, то останется от «Ленфильма» только вы­веска, а суть уйдет.

- Обязательно ли продавать киностудию, чтобы ее спасти?
- Не обязательно, если выработать путь для совершенствования - технического, экономического и так далее. Тем более что у нас у всех перед глазами замечательный пример - «Мосфильм». Это крупнейшая (я не преувеличиваю) европейская киностудия самого высокого уровня. Она сумела за счет грамотного использования своей коллекции и продажи фильмов телевидению переоборудовать все цеха, оснастив их новейшей техникой, и превратиться в цельный рабочий организм. Занятость площадей и интенсивность производства на «Мосфильме» такова, что я, например, резервирую там себе место за полгода. Значит, вариант, как сохранить «Ленфильм», имеется. А сохранить его надо! Это не только марка, не только знак качества, а символ таланта и необычного творческого почерка. Но мало сказать: «Давайте сохраним!» Надо ставить вопрос: «Как это сделать?» Он самый главный. Кстати говоря, моя родная студия - Студия документальных фильмов - тоже находится в подвешенном состоянии. И ее тоже, увы, не сегодня завтра могут продать. Ведь она находится в замечательном месте - на Крюковом канале…

Надо любить кино

- Каким вы представляете путь развития кино?
- Я не только его представляю, но уже сделал по нему первые шаги. Написал предложения президенту (осмелился!) с конкретно разработанным планом: на основе двух петербургских студий - Студии документальных фильмов и «Леннаучфильма» - создать федеральный центр дебютного кино. Это позволит получить в Петербурге новую, единую техническую базу. Оборудование есть, но оно все разбросано по городу. На основе этой базы нужно создать центр для дебютантов.

- Что же вы посоветуете тем, кто сегодня мечтает стать режиссером?
- Существует очень простое правило: надо любить кино. Если ты его любишь, тогда все остальное и воспринимаешь, и преодолеваешь легче. Повторю: надо любить кино. Я его люблю и всем желаю того же.

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015