Русский «Фауст» завоевал Венецию

Фильм Александра Сокурова удостоен «Золотого льва»


Главный приз старейшего кинофестиваля Европы - Венецианского - увез в Россию режиссер Александр Сокуров. Единогласным решением жюри фильм «Фауст» признан лучшим в россыпи выдающихся картин, снятых мэтрами мирового кинематографа.

Кино, меняющее мир
Несмотря на восторженный прием его «Фауста» фестивальной публикой, Сокуров на особый успех не рассчитывал: ведь его соперниками были Роман Полански, Дэвид Кроненберг, Уильям Фридкин, Андреа Арнольд, Стивен Маккуин. К тому же практически во всех зарубежных фильмах сверкали звезды-оскароносцы, а в главной роли - Фаус­та - у Александра Сокурова снялся мало кому известный доселе немецкий театральный актер Йоханес Цайлер. Именно он своей ролью завершил тетралогию образов властителей мира, которых рассмотрел как под микроскопом в «Молохе», «Тельце» и «Солнце» Александр Сокуров.

Четвертая часть тетралогии, снятая по мотивам произведения Гете, получила признание критиков, зрителей и жюри. За несколько часов до финальной церемонии вручения главного приза стало известно, что картине «Фауст» присуждена еще одна награда - специальный приз «За лучшую духовную картину». Это настоящий триумф российского кинематографа!

- В жюри нас было семеро совершенно разных человек из разных уголков мира, - сказал перед вручением высокой награды председатель жюри Венецианского фестиваля режиссер Даррен Аронофски. - И тем не менее всех нас одинаково тронул этот фильм, и мы единогласно назвали его лучшим. Одни фильмы погружают вас в мечты, другие заставляют плакать или смеяться. А есть фильмы, которые навсегда меняют вас после просмотра. И этот фильм как раз такой.

Получая «Золотого льва», Александр Сокуров признался, что очень взволнован.
- Приз такой маленький, а какой длинной дорогой пришлось идти, чтобы он оказался в моих руках, - сказал он. - Должен сказать: я счастлив, что живу в кинематографе и что мы все любим и можем понять друг друга.

Поддержка в пути
О длинной дороге, которую пришлось пройти Сокурову, можно рассказать уже сейчас. Когда рецензенты пишут, что фильм Сокурова был просто обречен на успех, они забывают, что «Фауст» попал в конкурсную программу фестиваля чудом. К моменту принятия заявок он не был завершен. Однако организаторы Венецианского фестиваля верили в Сокурова и ждали окончательного варианта вплоть до открытия мирового киносмотра.

Мастер, чье имя значится в золотом списке ста лучших режиссеров планеты, опасался, что не успеет сделать работу, - деньги кончились. Как рассказывал несколько месяцев назад Александр Сокуров корреспонденту «Смены», для съемок использовалась совершенно уникальная оптика, новаторская разработка создателей «Фауста». Не имеет аналогов в мире и новое световое решение фильма. Звукоряд оттачивался до четкости даже еле слышимого вздоха каждого актера. Понятно, что такие прорывные картины требуют много средств.

Однако Фонд поддержки оте­чественной кинематографии выделил сумму, почти в шесть раз меньшую, чем, например, на новый фильм Джаника Файзиева, известного нам по картине «Турецкий гамбит». Почему именно последнего режиссера признали гораздо более социально значимым, чем Сокуров, остается только гадать. Однако значимость Сокурова оценили в другом фонде - Фонде развития и поддержки СМИ и Балтийской медиа-группе. Выдающийся режиссер признавался корреспонденту «Смены», что без президента БМГ Олега Руднова фильм так и не был бы завершен.

Браво, Сокуров! И браво всем, кто поддержал Сокурова!

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015