Встреча друзей

В поисках острова надежды

Триумфатора Венецианского фестиваля Александра Сокурова чествовали в Балтийском медиа-центре

Продолжительными аплодисментами встретили журналисты Балтийской медиа-группы режиссера Александра Сокурова в своем медиа-центре на Каменноостровском, 67. Создатель фильма «Фауст», удостоенного высшей награды Венецианского фестиваля, пришел к нам с «Золотым львом» в руках. Решено, что Гран-при получит временную прописку именно в Балтийском медиа-центре, где любой желающий сможет его увидеть и сфотографироваться рядом с ним.

Режиссер от всей души благодарен тем, кто помог ему создать «Фауста»

Место для экспозиции «Золотого льва» выбрано не случайно. Он будет находиться там, где трудятся не чужие Сокурову люди. Александр Николаевич давно сотрудничает со СМИ, входящими в Балтийскую медиа-группу, а два года назад на том же Венецианском фестивале он представлял работу, сделанную совместно с телеканалом 100ТВ, - «Читаем «Блокадную книгу».

Президент Балтийской медиа-группы Олег Руднов поздравил Александра Сокурова с победой

- Мы познакомились с Александром Николаевичем, когда у него возникла идея ночного разговора со слушателями «Радио «Балтика», - рассказал собравшимся президент БМГ Олег Руднов. - Причем он выбрал не тех слушателей, кому весело, не тех, кто хочет развлекаться, а тех, кому трудно. И в два часа ночи Александр Николаевич приезжал на студию и беседовал со слушателями в прямом эфире вот здесь, в этом здании на Каменноостровском проспекте. И потом, когда появилась Балтийская медиа-группа, появился телеканал, Александр Николаевич по первой моей просьбе откликнулся и участвовал в его становлении. И нынешнее FM ТV - это развитие того самого проекта. Причем есть даже аналогичная программа - «Остров надежды». Александр Николаевич, мне кажется, целью своей жизни ставит создать остров надежды. Остров надежды для зрителей, для тех, кто с ним общается, для горожан, для соотечественников.

Олег Руднов вручил Александру Сокурову официальные поздравления от губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, экс-губернатора Валентины Матвиенко и председателя Комитета по культуре Антона Губанкова.

Людмила АНДРЕЕВА
 

Акция БМГ

С «Золотым львом» на память!

В Балтийском медиа-центре вплоть до 21 сентября каждый желающий сможет полюбоваться «Золотым львом», а также сфотографироваться рядом с ним. Мы ждем вас ежедневно с 11 до 20 часов по адресу: Каменноостровский проспект, дом 67. Брать с собой фотоаппарат не обязательно. Фотографирование осуществляется силами сотрудников БМГ.

Это не просто Гран-при, это - торжество российского кино

 

От первого лица

Александр Сокуров: «Надо работать на престиж нашего Отечества»

Автор «Фауста» - о том, с какими сложностями он столкнулся, создавая свой гениальный фильм

Путь длиною в тридцать лет
- В декабре 1980 года был полностью сформулирован замысел тетралогии, киноповествования из четырех частей: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст». А дальше предстоял длинный тяжелый путь, потому что каждая страница этого повествования требовала большой профессиональной и художественной подготовки. Это и сбор материала, и собственные разработки. Например, готовясь к съемкам «Солнца», я десять лет ездил в Японию и жил там в разных частях страны - и в деревнях, и в храмах, и в Токио, и в Хиросиме, и на островах архипелага, на Окинаве.

Нелегким был путь и к созданию «Тельца». Первые шаги по этой теме я сделал, придя к Солженицыну. Мы с ним подробно, долго обсуждали судьбу России в 1917 году, персонификацию истории и как что складывалось. Александр Исаевич предлагал мне посмотреть документы, которые он хранил. Но я не стал смотреть, боясь, что они откроют для меня что-то такое, что может нарушить мое внутреннее отношение к этой теме и к этому материалу. Потому что у меня не было желания расправиться с историческими персонажами.

Мы начали работу над тет­ралогией с «Молоха» - самой канонически и исторически отработанной темы. Оказалось довольно просто узнавать личностные, индивидуальные подробности о властителях фашистской Германии.

Вот так, шаг за шагом, по мере возможностей и экономического обеспечения производства фильмов, мы шли. Шли больше тридцати лет. Нехарактерный, конечно, срок для кинематографа, потому что в кино такие программные вещи не делают. По целому ряду причин: не хватает терпения, желания, может быть, не хватает внутренней мотивации. Растянуть труд на десятилетия - это очень сложно. И я тоже в конце концов начал ощущать, что если мы сейчас не сделаем «Фауста», то вообще эту книгу никогда не допишем. Мы дважды стартовали. Дважды останавливались. И мне уже казалось, что идея не осуществится. И стало тоскливо и страшно...

«Сколько это может стоить?»
...И тогда последовал наш разговор с Олегом Константиновичем Рудновым. Я ему впервые так открыто, в подробностях, рассказал о фильме. О задачах, которые ставлю, об эстетике, о том, из чего фильм складывается. Объяснил сложность этого проекта. Ведь само прикосновение к Гете - это колоссальная по сложности проб­лема, и мало кто решался подойти к драматургии «Фауста». Эта история структурно сложна. К тому же я понимал, что необходима достоверная реставрация на экране того времени - первой трети XIX века. «Фауст» - самая дорогая картина из всех, которые я делал, и, соответственно, из всех четырех фильмов этого повествования. Потому что стоимость, например, предыдущих картин ни разу не превышала 1 миллиона 700 тысяч долларов.

Олег Константинович выслушал меня и сказал, что он подумает… А через некоторое время состоялась встреча с председателем правительства России. Я приехал на эту встречу с папкой документов по картине. В ней были режиссерский сценарий, эскизы костюмов, эскизы декораций, фотографии выбора натуры. Разговор не был быстрым. Я был удивлен, что мой собеседник подробно вникает во все вопросы: интересовала его и эпоха, и акценты характеров, и восстановление исторической среды, и проб­лемы немецкого языка, потому что сразу было понятно, что фильм должен идти на языке оригинала, вписываясь в череду предыдущих фильмов. Большая часть разговора не касалась денег. Только в конце прозвучал короткий вопрос: «Сколько это может стоить?» Мной была названа сумма - 8 миллионов евро.

Я понимаю, что для современного кинематографа эти деньги совсем небольшие, если учесть работу наших соотечественников (Михалков на картины тратит 56 - 57 миллионов долларов, Кончаловский - 90 миллионов), но для меня это были огромные деньги. И единственное, о чем я волновался, что сумма большая. Тем более в самый разгар кризиса в стране. Министерство культуры находилось в состоянии стагнации, кинопроизводство все лежало, студия была пустая, никто не ходил по коридорам - все остановилось. А тут я, как сумасшедший, с этим «Фаустом»! И мне сейчас скажут: «Вы сошли с ума». Ответ был сразу - простой, быстрый. Знаю, что было дано поручение собрать необходимые средства, чтобы работа началась. Но и была просьба председателя правительства: чтобы это был наш национальный фильм. Как некое гуманитарное, художественное подношение Европе, символ нашей способности, возможности искусства России, нашего кинематографа ставить большие задачи и их выполнять. Естественно, сразу было принято решение, что мы делаем фильм только на русские деньги.

Как покорялась Венеция
- Я - абсолютный противник участия серьезных картин в конкурсных процессах. На последний Каннский фестиваль я со своей картиной не поехал, потому что не люблю этой суеты. Еще я не люблю, когда наши картины находятся в одном ряду с фильмами, где показывается насилие, где используются спекулятивные приемы. Я могу уже позволить себе не поехать на Каннский фестиваль. Разве плохо, когда русский режиссер может позволить себе такой поступок?

Ситуация с «Фаустом» была похожей. Мы получили приглашение на фестиваль еще в ноябре 2010 года. Мое отношение к участию в этом мероприятии с самого начала было негативное, но я понимал, что такую картину надо как-то вывести в свет. Всякое продвижение фильма стоит огромных денег. Обычно половина сметы картины - это деньги на рекламу, на всякие акции и прочее. Поскольку этих средств у нас не было, пришлось согласиться на фестивальный вариант.

И я приехал в Венецию - всего на два дня - и собирался уехать практически сразу после показа «Фауста». Потому что там участие режиссера заключается в том, что он с утра до вечера общается с прессой, телевидением. Постоянные прямые включения, колоссальное количество журналистов. За два дня я ответил на огромное количество вопросов интервьюерам со всего мира.

Наше присутствие на фестивале, независимо от результата, оказалось важным для признания искусства России. Отношение к нашей стране стало лучше, чем было раньше, когда к нему примешивалась какая-то ядерная или идеологическая угроза. Сейчас, по моему впечатлению, кинематографом мы можем гордиться так же, как нашей музыкой и нашим изобразительным искусством.
В Венеции мне сказали, что не надо уезжать, что все складывается хорошо для «Фауста». Ну а потом состоялось вручение «Золотого льва».

Стратегически важная победа российского искусства
- Я испытал, конечно, большую радость. Не оттого, что держу приз в руках, а оттого, что это стратегически очень важно для нашего национального сообщества.

Я почувствовал это и по звонку, который буквально через семь минут после вручения раздался из Москвы - от председателя нашего правительства. Разговор был очень добрый, очень какой-то простой. По голосу я понял, что победа «Фауста» - особенное событие. А дальше - огромное количество звонков и эсэм­эсок, встречи по возвращении домой...

Режиссер, конечно, никогда ничего не сможет сделать в одиночку. Это то самое поразительное, удивительное и малоприятное на самом деле ремесло, когда невозможно отделить себя от коллектива, с которым ты работаешь. Без всяких красивых слов, без преувеличения, я ничего не значу без моей съемочной группы и ничего не значу без тех людей, которые помогают собирать деньги. Я хорошо знаю, что деньги стоят дорого. Время легких денег прошло, если оно вообще когда-либо было. Я хорошо это знаю.

Я надеюсь, что картина, которая сделана, не станет обременением моей Родине. Она не будет с экономической точки зрения тяжким грузом. «Фауст» обязательно себя окупит. У таких картин, так же как и у их создания, длинный путь. Эти картины существуют десятилетиями и десятилетиями. Они и работают на престиж нашего Отечества, и возвращают деньги. Мне почему-то кажется, что будет именно так.

Записала Людмила АНДРЕЕВА



Прямая речь

«Он - человек эпохи Возрождения»

Коллеги и поклонники поздравляют режиссера с победой

Леонид МОЗГОВОЙ, актер:
- Давным-давно заслужил Александр Николаевич высокую награду. Это - режиссер высочайшего мирового уровня, тонкий, интеллигентнейший человек, я бы сказал - человек эпохи Возрождения. Он пригласил меня на роль Чехова в одном из своих фильмов ровно двадцать лет назад, и с тех пор я работаю вместе с ним. И всегда восхищаюсь Сокуровым. Такого деликатного, сдержанного, чувствующего актера режиссера мне не доводилось встречать за всю мою творческую биографию.

Съемки «Фауста» проходили на моих глазах: я там играю сразу три небольшие роли. Они неоднократно срывались, производство закрывалось, вечно стоял финансовый вопрос, были и другие трудности, но все долгие месяцы мучительного процесса Сокуров ни разу не то что не закричал ни на кого - он даже не повысил голоса на площадке.

А какой он гражданин! И за город борется, и за «Ленфильм» борется! Он стоически выдерживает испытания, посланные ему, и поддерживает других, кого жизнь испытывает на излом. Я желаю ему здоровья безграничного, чтобы его хватило на воплощение всех замыслов. А их у него - на сто лет вперед!

Татьяна БУЛАНОВА, певица:
- Известие о триумфе Александра Сокурова вызвало у меня прежде всего чувство гордости за нашу страну. Вдвойне приятно, что Александр Николаевич - петербуржец. Воспринимаю его победу как победу всей отечественной культуры. Желаю Сокурову дальнейших побед, вдохновения, кипящих творческих идей и блестящей их реализации!

Юрий КАРА, режиссер:
- Поздравляю Сокурова от всей души! Его победа исключительно важна для наведения порядка в наших кинематографических делах. Вот отдали все финансирование на откуп Фонду кино, и чиновники по непонятным принципам распределяют там деньги. А режиссеры ходят, извините, как бесхозные и бесправные просители. А в это время щедро льются средства неизвестно на что. Мы могли лишиться этой картины, мы могли лишиться этого триумфа отечественного кинематографа, если бы не вмешательство Владимира Путина. Руководителям страны нужно чуть почаще обращать внимание на кино, и мы будем побеждать на всех фестивалях мира, потому что Россия богата талантами.

Владимир САЛЬНИКОВ, четырехкратный олимпийский чемпион:
- Всегда с радостью поздравляю людей, которые, несмотря ни на что, добиваются своего. Мне отрадно видеть, что наш русский напор не ослабевает, и мы опять впереди планеты всей. Молодец Александр Николаевич, по-олимпийски прошел свою дистанцию! Поздравляю не только режиссера Сокурова, но и нас всех с очередной победой отечественной культуры!

Записала Людмила АНДРЕЕВА

 Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015