Мультмастер
Художник, протирающий звезды каждый вечер
Юрий Норштейн применял 3D-технологии в анимационных лентах еще в семидесятых годах
Художнику-мультипликатору, режиссеру, народному артисту России Юрию Норштейну на минувшей неделе исполнилось 70 лет. Его «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» признаны лучшими фильмами в истории мировой анимации.
Вот одна из фраз мультфильма «Ежик в тумане», которая стала крылатой: «Если я не буду протирать звезды каждый вечер, - думал ежик, - они обязательно потускнеют». Юрий Норштейн - из тех людей, что не дают тускнеть звездам. Кропотливо и без устали он работает день за днем и год за годом. И так уже почти пятьдесят лет, со дня создания своего первого мультфильма.
Ему оказались подвластны многие ремесла - режиссера, сценариста, художественного постановщика и аниматора. Одни из первых его картин - «Лиса и заяц», «Цапля и журавль» и «Ежик в тумане» - удостоились Государственной премии СССР. А затем буквально посыпались золотые «пальмы» и статуэтки - самые высокие награды кинофестивалей десятков стран.
Успех отчасти был обусловлен и тем, что тогда, в начале 70-х годов, Юрий Норштейн опередил время: до внедрения компьютерных технологий в кино он уже научился делать не плоскую картинку, а создавать иллюзию глубокого, многопланового пространства. Его ежик на наших глазах то терялся в тумане, то выныривал - и это за десятилетия до всяческих новомодных 3D! Такого эффекта Норштейн достигал благодаря «игольчатому» методу рисования. Это нелегкий, трудоемкий метод, но работы Юрий Борисович никогда не боялся.
С присущим ему задором он создал такие разные, но такие любимые несколькими поколениями детей образы в мультфильмах «Чебурашка», «Каникулы Бонифация», «Варежка», «Жадный Кузя», «Лошарик», «38 попугаев». Режиссеры с удовольствием приглашали мастера на свои проекты и жаловались только на одно: в отделке образов Юрий Борисович был неостановим, был готов работать месяцами над каждой деталью, а сроки поджимали...
Таков он и сегодня, 70-летний юбиляр: вот уже тридцать лет Норштейн работает над полнометражным анимационным фильмом «Шинель» по Гоголю. Делает его в своей самой любимой, «игольчатой» технике. Компьютеры он не признает, считает технические подпорки вредными для развития творца.
- Я всегда говорю: задача должна быть на грани невыполнимости, - заметил Юрий Норштейн накануне своего юбилея. - Тогда ты невольно тянешь весь свой состав, организм - умственный, физический - за ту черту, которую ты не можешь прагматически обозначить, которую ты можешь только чувствовать как творческий человек.
Сейчас Юрий Борисович кроме работы над «Шинелью» читает лекции, ведет мастер-классы. Трудится каждый день. И звезды его не тускнеют.
Людмила АНДРЕЕВА