Откровения

Валерий Фокин:
«Играем не для зрителя, а для показателя?!»

Художественный руководитель Александринского театра,
как и руководители других творческих коллективов,
вынужден гнаться за цифрами, потому что так решили чиновники

Александринский театр открыл 256-й сезон, который богат на события. Это и премьеры спектаклей «Игрок», «Сон смешного человека» и «Гедда Габлер». И появление на знаменитой сцене именитых европейских коллективов, например австрийского «Бургтеатра» с «Войной и миром». Александринка будет гастролировать как по городам России, так и в европейских столицах - Вене и Варшаве. Перспективы в целом самые радужные. Однако художественный руководитель старейшего театра северной столицы Валерий Фокин смотрит в будущее с тревогой. О причинах этой тревоги он рассказал «Смене».

Шекспира измеряют в тонно-километраже
- Состояние русских репертуарных театров сегодня попросту плохое. Оно  требует подробного разбора, тщательного и умного реформирования. Но вместо этого театру предъявляют новые требования, в основном со стороны экономических министерств, и эти новые требования приведут нас к еще большему упадку.
В частности, целый ряд позиций так называемого 83-го закона направлен на уничтожение самой сути искусства. Среди показателей, по которым будет осуществляться финансирование, едва ли не самым главным стал валовый: сколько зрителей участвовало, сколько мероприятий проведено. То, что мы вкладываем в свои спектакли, то, как точечно, как творчески мы работаем, избегая всяческой халтуры, - это, оказывается, не важно. То, что декорации у нас сложные, поскольку мы стремимся к высочайшему уровню выразительности, - тоже не важно. Мы много репетируем, не жалея ни сил, ни времени, - но это уж совсем пустяк и на показатели не влияет.  


Второй состав, на выезд!
- Что же нам делать в подобных условиях? Как дать приличную цифру? Мы сейчас напряженно работаем над вводами новых исполнителей, чтобы каждый спектакль играли два состава: один, положим, играет здесь, другой - на выезде. Опять, как бывало, обдумываем выездные варианты - спектакли попроще, с минимумом исполнителей и декораций. А ведь мы от этого недавно ушли и сосредоточились на художественных задачах. А нам сейчас говорят: «Лучший театр - тот, который сыграет большее количество спектаклей». Это бред! А нам отвечают: «Лучшим по показателям дадим денег побольше, худшим - поменьше. Так что будьте добры - соответствуйте!» Чиновники не понимают и, думаю, никогда и не поймут сути театра. Им кажется, что театр - это легкая такая штучка: выучил текст, вышел, прочитал и пошел дальше. Поэтому чиновники приравнивают нашу деятельность к деятельности по оказанию услуг населению, а сами постановки - к досуговым мероприятиям. Чаепитие в красном уголке и спектакль Александринского театра легко располагаются у них в одном отчетном ряду. Я понимаю, что надо перестраиваться, и что «времена не выбирают», и что жизнь есть жизнь, но... Но неужели же будем играть не для зрителя, а для показателя?!

Четыре сбоку - ваших нет
- Конечно, мы сопротивляемся, но закон выполнять обязаны. Рады и тому, что пока еще не воплощены в реальность некоторые мечты, которые витают в головах чиновников. Они чудовищны. Например, сверху хотят спустить указание, что среди наших постановок 20 процентов должны быть экспериментальными, а 80 - не экспериментальными. То есть четыре спектакля мы ставим кое-как, а только в пятом потрясаем зрителя новаторством? Так, что ли? Неужели не ясно, что каждый спектакль - это поиск, это новизна, это эксперимент! Если, конечно, речь идет не о халтуре.
Еще одно нововведение, которое пока удалось отбить, - превалирующее значение директора над художественным руководителем. Получилось бы, что человек, который занимается туалетной бумагой, финансовыми вопросами и прочим, диктовал бы режиссерам, что ставить. Если бы директору показалось, что постановщик готовит некассовый спектакль, он бы его уволил и пригласил другого, попроще, под девизом «Деньги надо зарабатывать!». Понятно, что театр стремительно скатился бы к пещерному уровню...


В поисках... плана
- Я не сильно удивился поведению экономистов, предлагающих неразумные меры. Но меня весьма удивило наше Министерство культуры. Оно ведет себя так, будто оно - Министерство финансов. Развитие искусства, проведение грамотной театральной реформы, похоже, не сильно занимает умы чиновников этого ведомства. Министерство за введение показателей - так проще. А вот нам - куда сложнее. Нам нужны теперь параллельные постановки, бесконечные гастроли, «малогабаритные» спектакли (на двух исполнителей и без декораций). Я буду стараться делать все, чтобы на качестве нашей работы эти нововведения не отразились, но тем не менее понятно, что в какой-то степени отразятся. Нам придется больше играть и меньше репетировать. Замечательное творческое время закончилось. Я уже не могу позволить режиссерам длительные (а они зачастую так необходимы!) творческие искания. Нам надо план давать!

Премьер понимает
- Интересно, что требования к театру происходят на фоне далеко не блестящего финансирования. Есть тому объективные причины, конечно. Кризис - это ведь не то явление, что вчера было, а сегодня - раз! - и прошло. Мы вступили, на мой взгляд, в период многолетней экономической стагнации. Понятно, что мы и не ожидаем роскошных условий для культурной жизни. Однако и в этих условиях люди, понимающие высокую роль русского репертуарного театра, стараются нам помочь. Например, строительство второго центра Александринки стало весьма реальным после того, как Владимир Путин дал распоряжение и нам наконец-то перевели деньги на его строительство. Обратил внимание премьер-министр и на пресловутый 83-й закон. Скорее всего, сомнительные положения этого документа будут изменены. Во всяком случае, мы надеемся на это.
Я думаю, что нам надо бороться, держаться, потому что на Александринский театр смотрят очень многие сегодня. Вот если мы выдержим, добьемся своих творческих целей, научимся себя защищать - другим будет легче. Иначе, если мы пропадем, то уникальное явление - русский репертуарный театр - исчезнет, снизойдет на уровень антрепризы, ставящей целью только сбор денег.


Людмила АНДРЕЕВА
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015