Гайд-парк
Два взгляда на театр Додина
Одним из уже традиционных лауреатов премии «Золотой софит» стал МДТ - Театр Европы. На этот раз лучшим спектаклем большой формы были названы «Три сестры» в постановке Льва Додина. По большому счету ни одна работа театра не обходится без каких-либо призов и премий - как отечественных, так и зарубежных. Но многие сходятся во мнении, что все работы театра - это эксплуатация одних и тех же тем и идей.
Мнение «за»
Все мы братья и сестры
Только в МДТ можно забыть о том, что ты - зритель
Нынешний Театр Европы родился в здании Театра областной драмы с областной же судьбой. Выпускной спектакль студентов Льва Додина «Братья и сестры» произвел такое впечатление даже на консервативные городские власти, что последний курс ЛГИТМиКа решено было не разгонять, а плавно переместить в стены областной драмы.
Так началось триумфальное шествие театра, главный спектакль которого - «Братья и сестры» - не так давно отпраздновал 25-летие. Причем не посмертно. Спектакль до сих пор играют, и даже почти тем же составом. Играют два вечера, иногда целый день - в три захода. И всегда при полном зале. Первые зрители ведут на него уже своих детей и внуков, потому что понимают: если они не увидят эту сценическую версию романа Федора Абрамова, то никогда не узнают, что играть можно - как жить. И смотреть можно - так же. Ведь на все те шесть с лишним часов (именно столько длится спектакль) ты абсолютно забываешь, что находишься в театре. Полное ощущение, будто проживаешь вместе с героями, жителями северной деревеньки, все их несчастья и радости.
Да, есть модные спектакли и талантливые режиссеры, есть гениальные актеры и чудеса техники, но то, что сделал Лев Додин со своими единомышленниками с неприхотливой деревенской историей, подняв ее на уровень античной трагедии и в то же время максимально приблизив к каждому сидящему в зале, не удалось больше никому.
А еще Додин поставил почти всего Чехова, и замученные школьной программой герои вдруг оказались такими близкими, такими понятными. А фразы из пьес, давно ставшие афоризмами с забытым авторством, приобрели новый смысл - про нас же все, про нас. И «Дядя Ваня», и «Три сестры», оказывается, не про каких-то отживших свое интеллигентов, а про нас - так же рефлексируем, так же любим не тех, так же надеемся увидеть небо в алмазах. Надеемся, надеемся...
Так что лириком Лев Додин оказался не менее талантливым. Его ранний спектакль «Счастье мое» о любви дочери врага народа и будущего дипломата мои ровесники смотрели по пять раз. А теперь уже наши дети смотрят по пять раз «Варшавскую мелодию». И плачут над чужой потерянной любовью как над своей. Это дорогого стоит, никаких премий не хватит.
Анна Ветлинская
Мнение «против»
«Бесы» живы!
На сцене МДТ уже двадцать лет разоблачают Россию
Малый драматический театр в эти дни не только получил очередные «Софиты», но и торжественно отмечает двадцатилетие спектакля «Бесы» по роману Достоевского. Однако мысли по этому поводу возникают отнюдь не юбилейные.
В 1991 году, еще перед премьерой «Бесов», Лев Абрамович говорил: «Сегодня, когда в России происходит что происходит, нет нужды особенно комментировать актуальность пророческого романа Достоевского. Бесы и сегодня борются за власть, бесы объявляют войны, бесы начинают век обещаниями великих свершений и кончают великим крахом».
Двадцать лет спустя многое изменилось в России. Однако спектакль сохранил идеологию Додина в неприкосновенности. Не правда ли, странно?
Роман Достоевского - предупреждение о том, что из прекрасных иллюзий может быть соткан саван. Еще он о том, как невеликого ума человек, обладая звериным чутьем и звериной же безжалостностью, может заморочить «идеалами» сотни людей. Под светлыми знаменами петры верховенские зовут «раздуть мировой пожар», сеют смуту и разваливают страну. А вот спектакль Додина некоторыми зрителями воспринимается как усеченная картинка, красочное морализаторство о том, как страшна матушка-Россия, где даже самые лучшие становятся уродами.
Можно было бы подумать, что такой эффект, хотя бы отчасти, вызван сценическими требованиями: огромный роман нуждался в сильном сокращении и даже отсечении его отдельных ветвей. Представляется, однако, что дело в другом. По меткому наблюдению одного из питерских критиков, что бы ни играли додинские артисты, это всегда будет про ГУЛАГ и 1937 год. Трудно с ним не согласиться: ведь даже в спектакле «Снежная королева» не обошлось без вышек с вертухаями в ушанках. Что уж говорить о «Бесах»!
Идея Достоевского здесь, кажется, сведена только к ужасам культа личности. Ясно, кого имеют в виду создатели спектакля. И, честно говоря, узковато это для романа Достоевского. Боль и тревога писателя заменены на сцене разоблачением и осуждением.
Хотя, конечно, с «неразоблачительным» репертуаром по столицам мира не поездишь: Запад любит посмотреть, какие мы страшные. Причем все скопом, а не какие-то там одни «бесы».
Виктор ИВАНЦОВ
После праздника
«Золотой софит» нуждается в реформе
Семнадцатая церемония вручения премии «Золотой софит», несмотря на все катаклизмы, случившиеся вокруг нее за последнее время, все-таки состоялась. И, опять же несмотря ни на что, это был праздник, которого заслужили все те, кто занимается в нашем городе театром. Но «Софиты» розданы, а проблемы остались.
Главную из проблем можно обозначить вопросом: «А судьи кто?» Ведь за время существования премии противоречия между экспертным советом, состоящим из профессионалов, и номинационным - в котором чиновники - обострились до такой степени, что в этом году профессионалы принимать участие в объявлении номинантов «Софита» отказались. В результате выбирали лауреатов уже только чиновники. Может быть, поэтому имена победителей столь предсказуемы.
Это не значит, конечно, что Алиса Фрейндлих с Олегом Басилашвили премии за «вклад в искусство» не заслужили. И Константин Райкин, так вовремя гастролирующий в нашем городе, премию Товстоногова еще как заслужил! Но только больно уж все банально и стерильно. Как и в случае шести номинаций, в которых выиграла Мариинка.
Не слишком ясна и финансовая составляющая премии. Понятно, что все люди, посвятившие себя театру, небожители и бессребреники. Но есть какая-то насмешка в том, что получивший «Золотой софит» за лучший спектакль большой формы («Три сестры» в постановке Льва Додина) МДТ - Театр Европы существует в помещении размером с большую комнату. А разговоры про новое здание для знаменитого театра уже сколько лет остаются разговорами. А вот НДТ (он же Небольшой драматический театр), «Три сестры» которого, поставленные Львом Эренбургом, стали лучшим спектаклем малой формы, вообще - «бомж».
Так, может, вместо статуэток пора выделять какие-то более весомые призы? Например, денежные. Скажем, 25 миллионов рублей лучшему театру, как предложил вице-губернатор Василий Кичеджи. На них и новую сцену можно будет оборудовать, и за границу на гастроли съездить. А то как бы мечта «ософиченных» чеховских героинь не стала мечтой и наших театральных коллективов. И вслед за Райкиным - «В Москву! В Москву!».
Анна Ветлинская