Секрет успеха
Гурченко помог узкий коридор
55 лет назад благодаря Эльдару Рязанову на экраны страны вышла «Карнавальная ночь»
В декабре 1956-го Эльдар Рязанов выступил в роли главного Деда Мороза страны: он подарил стране комедию, которая до сих пор остается одной из самых любимых у миллионов зрителей. А без прозвучавших в картине песенок про пять минут и про хорошее настроение, которое «не покинет больше вас», не обходится ни один новогодний концерт. В чем же секрет успеха такой, казалось бы, незатейливой комедии, как «Карнавальная ночь»?
Чертова дюжина номеров
В начале 50-х экраны наводнили фильмы-ревю. Они состояли из концертных номеров, наскоро связанных между собой. Даже самый добротный из них - «Мы с вами где-то встречались», где солировал Аркадий Райкин, поражает схематичностью и натянутостью. Такие ревю лепились быстро и без затей. Поэтому тогдашний художественный руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев на съемки такого очередного «шедевра» из 13 номеров пригласил молодого режиссера-документалиста Эльдара Рязанова. Последний жутко не хотел заниматься подобной чепухой, но был дан приказ, и ослушаться Рязанов не посмел. Зато решился покреативить.
Он засел в Подмосковье с авторами сценария и заставил-таки творцов заменить избитую схему «стишок - песенка - танец - сценка - опять стишок» на сколько-нибудь внятный сюжет. Так и появились товарищ Огурцов, его секретарша Леночка Крылова и незабвенный лектор с рассказом о жизни на Марсе.
Пять минут - это много
Сценарий утвердили. Стали искать актеров. По приглашению Ивана Пырьева на съемках появились Игорь Ильинский и Сергей Филиппов. Быстро разошлись и другие роли. Не могли отыскать лишь актрису на главную роль - Леночки Крыловой. Это сейчас мы никого другого, кроме Людмилы Гурченко, и представить не можем. А тогда после проб ее кандидатура была сразу отметена: манерна, с харьковским акцентом, нелепо размахивает руками... Перебрали сотни других актрис, соответствующих облику светлой и веселой советской девушки, - безрезультатно. Декорации уже были установлены в Театре Советской армии, сняты некоторые эпизоды, а главной героини так и не было.
Все решилось за пять минут. Ивану Пырьеву не удалось пройти по узкому коридору «Мосфильма»: все пространство от стены до стены занимала чья-то юбка колоколом. Худрук внимательно посмотрел на густо накрашенное девичье личико, на немыслимые «вавилоны» на голове, а затем взял юное создание за руку и привел к Эльдару Рязанову.
- Сделай из нее человека и можешь снимать! - велел худрук.
Молодой режиссер упирался сколько мог, а потом сделал из Гурченко человека. Об этом оба они - выдающийся комедийный режиссер и его любимая актриса - потом более полувека вспоминали со смехом.
Ау-у, люди!
Во время съемок Эльдару Рязанову не было еще и тридцати, Людмиле Гурченко только что исполнилось двадцать. Очень молоды были и Юрий Белов, и Тамара Носова. В концертных номерах также в основном участвовали юные и задорные люди. Многое придумывали прямо на площадке, экспериментировали. Впервые, например, героиня пела под «минусовку» - оркестр записали заранее.
Рядом с молодежью блистали гранды: суперзвезда СССР Игорь Ильинский веселился как юноша. А Сергей Филиппов не только придумал половину реплик своего лектора, считающего звездочки, но еще и умудрился разыграть режиссера.
Он пришел на съемки, изображая алкогольное опьянение, причем явно переигрывая, с сильным театральным нажимом. Наивный по части горячительного Эльдар Рязанов поверил, что артист нетрезв, и возмущался безмерно. С трудом удалось его переубедить, и, к счастью для зрителей, эпизод был снят. Сергей Филиппов постарался играть тоньше и деликатнее, чтобы не вспугнуть режиссера.
Не покинет больше вас!
Как ни странно, киношному начальству фильм совершенно не понравился. Ему не делали рекламы и решили срочненько прокатить по залам, пока есть повод - наступающий Новый год.
28 декабря в московском кинотеатре «Ударник» зрители впервые увидели «Карнавальную ночь». Успех был чрезвычайный! После напрочь оторванных от жизни ревю музыкальная комедия принималась как своя. Так узнаваемы были и боящийся «как бы чего не вышло» Огурцов, и его услужливая секретарша, кормящая шефа через решетку лифта, и лектор - обязательный «гарнир» к каждым танцам.
Встречая 1957 год, самые продвинутые москвички уже багровели за праздничным столом, потому что пытались затянуть свои талии и быть похожими на Леночку Крылову. Вскоре эта мода захлестнула всю страну. Сметали с прилавков капроновые блузки, крахмалили юбки, чтобы они «стояли» на всю ширину коридора, завивали «на пиво» волосы колечками...
- Иногда я замирала на улице, как сеттер в стойке, - вспоминала Людмила Гурченко. - Мне навстречу шла я сама!
Эта мода давно отошла. Остались песни, осталось хорошее настроение. Которое при просмотре «Карнавальной ночи» действительно не покидает нас.
Людмила АНДРЕЕВА
На языке
«Бабу Ягу воспитаем!»
Любимые цитаты из «Карнавальной ночи»
- Есть установка: весело встретить новый год!
- Бабу Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе.
- Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно.
- Я и сам шутить не люблю, и людям не дам!
- Вы думаете, они мороженое подают, а они подают надежды.
- Видим одну звездочку, две звездочки. Лучше, конечно, пять звездочек.
- Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок...
- Костюмы надо заменить, ноги изолировать.
- - Лектор готов?
- - Лектор давно готов!