Кумир
Михаил СВЕТИН:
«Колдануть еще могу!»
Народный артист не прочь превратиться в Клинта Иствуда
Самый новогодний актер Петербурга, без сомнения, Михаил Светин. В конце декабря - начале января в телепрограмме обязательно значатся фильмы с его участием во главе с «Чародеями». Сегодня народный артист России расскажет, какие чудеса происходят с ним в новогоднюю ночь и каких чудес он ждет от российского кино.
Брыль не надоел
- Михаил Семенович, давайте сразу договоримся: о драконах - ни слова! Сейчас ведь везде только об этом символе наступающего нового года и говорят!
- Постараюсь. Хотя для меня эта фраза товарища Брыля: «О драконах - ни слова!» - верная примета, что «Чародеев» опять показывали по телевизору. После этого несколько дней подряд ко мне подходят на улице и произносят либо эту реплику, либо «Главное, чтобы костюмчик сидел!». Еще спрашивают: «Ты что, колдануть не можешь?»
- Не надоел ли вам товарищ Брыль?
- Я люблю играть маленьких людей, потому что нахожу в них и для себя что-то родное, близкое. Да, они смешные - и в «Сильве», и в «Чародеях», и в «Безымянной звезде». Но они непременно стремятся что-то понять и так хотят быть добрыми. Вот начальник станции в «Безымянной звезде» - он не смеялся над учителем, как многие, а пытался понять: как же это - бедный учитель последние копейки отдает за какую-то книгу? Искренне пытался вслушаться в душевное движение другого человека. Маленькие люди - это огромная, я бы сказал, чаплинская тема.
- Чаплин - ваш кумир?
- Больше. Чаплин - мой бог. Я на нем вырос. Он всегда добрый, даже когда злой. Посмотрите, в каком бы он ни был бешенстве, он все равно не может ребенка ударить или женщину оскорбить. Скромно говоря, узнаю в нем свои черты. Я могу разозлиться на стул, ударить кулаком по стенке. Но задеть, унизить человека - нет. Мне нравится мир Чаплина. Это мир не просто маленького, а настоящего человека.
Сначала - сценарий,
потом счет
- Есть ли шанс сегодня сыграть чаплинскую роль?
- В Театре комедии - да. Я десять лет уже играю маленького, но бодрого пенсионера в спектакле «Дон Педро». Этот человек может все, а живет от пенсии до пенсии. Сначала все смеются, потом - плачут. Зал полный, цветы дарят.
- В кино ситуация другая?
- Дела в кино сегодня малоутешительны. В нашей стране на удивление перестали замечать возрастных актеров. Как будто их нет в жизни, или как будто они уже ни на что не годны. Вы посмотрите, как держится Голливуд на своих ветеранах! Клинт Иствуд старше меня на полгода, и что? Снимает и снимается, причем с успехом. Николсону - скоро 75, Аль Пачино - за 70, а на них весь их заокеанский кинематограф держится! Причем они играют сильных людей, а не жалких стариков. А у нас введен какой-то возрастной ценз, несмотря на то что многие в своих театрах бегают, прыгают, а я на сцене разве что сальто-мортале не кручу, а так все могу. Да что там говорить - я сказочный и уникальный, и еще некоторое время буду сказочным и уникальным, так давайте же правильно используем это время!
Колдануть я еще могу!
- Причина, возможно, в том, что нынешние постановщики боятся актеров старой школы. Вы же начнете изучать сценарий, искать сверхзадачу, а потом еще и требовать репетиций...
- Дак зато и запоминаемся как индивидуальность! Вот, скажем, Василий Меркурьев, Николай Крючков были требовательны и к себе, и к окружающим, зато в них влюблялись миллионы людей до безумия. А сейчас на экранах какая-то серая масса, ни одно лицо невозможно запомнить. Такое впечатление, что режиссер выскочил на улицу, спросил у прохожего: «Тебя как кличут?» - «Вася». – «Иди, сыграй по-быстренькому, Вася». Вася идет и играет. А на него смотреть скучно. Хоть бы усы прилепил, что ли...
- В чем причина такого халтурного отношения к профессии?
- У нас в стране киношные люди зарабатывают деньги. И всё. Как вы правильно заметили, они не хотят возиться, они хотят с Васей по-легкому денег срубить. Зачем им всякие нюансы, тонкости, ходы и построение образа? Можно получить деньги и за читку текста с таращеньем глаз.
- Вам предлагали такие работы, стремясь использовать вашу известность?
- Конечно, предлагали. Знают, что народ на меня идет, и подсовывают бог знает какие сценарии. Нечеловеческие. Прямо сразу видно, что, кроме денег, за ними ничего не стоит. Я сам люблю деньги. Но сначала хочу прочесть сценарий. Недавно была удивительная история. Продюсер не рассказал ни о чем фильм, ни что я буду играть, даже не обещал прислать сценарий. Он спросил у меня только одно: «Сколько вы берете?» Я попросил его принести мне сценарий, а не счет. При этом играть я очень хочу. Но ведь даже помидоры в магазине мы сначала выбираем...
Рецепт Михал Семеныча
- Вопрос, как говорится, новогодний: в роли Деда Мороза когда-нибудь выступали на елках?
- Я один из тех редких актеров, к кому анекдот про Спилберга и елки не имеет никакого отношения. Отказывался от этих чесов категорически. Все хватались за этот несчастный заработок, а мне никак не хотелось.
- Неприятная работа?
- Пахота! В жарище и гриме весь день напролет, а на тебя еще и дети прыгают со всех сторон. К тому же во время новогодних елок я был сильно занят в театре, потому что много играл в сказках всяких добрых волшебников. Еще очень много снимался на телевидении. Вы знаете, какие прекрасные сказки делали на Ленинградском телевидении?! До сих пор помню «Двенадцать месяцев» и «Захудалое королевство». Режиссеры умудрялись из ничего (с помощью, правда, талантливых актеров) делать зрелище чарующим. У Глеба Селянина, например, экран светился волшебством. Я играл у него с удовольствием любых прыгающих толстых человечков. Интересно, а где сейчас все эти сказки?
- По крайней мере, «Двенадцать месяцев», кажется, сохранили и даже показали в одной из программ. Может быть, в качестве подарка лично вам покажут и в эту новогоднюю ночь?
- Это был бы роскошный подарок, а для меня - новогоднее чудо. Тем более что застольем я нынче не слишком увлекаюсь: на столе нет того, чего хочется. Жена строго следит за тем, чтобы я не ел и не пил того, что не положено. Кстати, по гороскопу-то она Змея, но по жизни - настоящий Дракончик. Но у меня все равно получается сказочная ночь.
- Как же вам это удается? Подскажите рецепт читателям «Смены».
- Все очень просто. Я поднимаю целых 50 граммов за Новый год, выпиваю и сажусь в удобное кресло. Знаю по опыту: даже закусить толком не удастся. И верно: тут же раздается телефонный звонок. Затем другой. И так всю ночь потоком. А поговорить я люблю под настроение! Рад тем, кто в новогоднюю ночь подумал: «Как же я могу не поговорить сегодня с веселым человечком Михал Семенычем?» Когда наговорюсь хорошенько, за окном уже поднимается новый день нового года...
Людмила АНДРЕЕВА