Откровения
Виталий Мельников:
«У каждой эпохи - свои фильмы»
Известный петербургский режиссер верит в расцвет «Ленфильма»
Виталий Мельников называет себя человеком бродячим и трудноуловимым. На самом деле ветеран кинематографа до сих пор чрезвычайно, на зависть многим молодым, все время работает. Сегодня создатель фильмов «Начальник Чукотки», «Старший сын», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Женитьба», «Отпуск в сентябре», «Здравствуй и прощай», «Бедный, бедный Павел» заканчивает съемки новой картины - «Львы, орлы и куропатки». Ее петербургский зритель увидит, возможно, уже в конце января. Как и все предыдущие работы Виталия Мельникова, а их более двадцати, эта выйдет на экраны под маркой родного «Ленфильма». Здесь, в знаменитом первом павильоне, мы и встретились с Виталием Вячеславовичем накануне Нового года.
Как снимался «Старший сын»
- Известно, что у режиссеров каждый фильм - любимый, как любим каждый ребенок. Однако один из ваших детей, уже 36-летний «Старший сын», дал путевку в жизнь плеяде молодых актеров, которые сегодня стали народными артистами - и по званию, и по признанию. Фильм вы снимали в этих стенах?
- Нет, администраторы «Ленфильма» нашли старый, полуразвалившийся дом на Охте. Он-то и стал главной декорацией фильма, а также главным домом артистов на время съемок, потому что мы репетировали прямо на месте, и репетировали очень долго. И с большим, надо сказать, энтузиазмом.
- И кто был самым непослушным из молодых необстрелянных исполнителей: Михаил Боярский, Николай Караченцов, Наталья Егорова или Светлана Крючкова?
- У меня не бывает непослушных. Я не беру непослушных артистов, которые думают только о себе. Поэтому обычно не возникает никаких конфликтов на площадке.
- Евгений Павлович Леонов тоже не тянул одеяло на себя?
- Конечно, нет. Он - актер гениальный. В картине снимались в основном молодые, многие - впервые. Естественно, они подпадали под обаяние Леонова, авторитет которого был очень высок. Но самая главная его черта по отношению к молодым - доброжелательность, неизменная доброжелательность. Он помогал всем коллегам. Вообще работа тогда шла удивительная, радостная.
Разве Гайдай сразу стал классиком?
- Получается, что вы принесли радость не только зрителям, но и артистам?
- Не я принес. Подарила жизнь. Нам удалось снять фильм по пьесе Александра Вампилова «Предместье», которая тогда была не то чтобы запрещена - просто не рекомендована к постановке. На всякий случай поменяли название - и проскочили. Как это ни странно, картина прошла все производственные стадии и госприемку без проблем. Она была снята быстро, на одном дыхании, и - что важно - в отдалении от начальства. Никто не успел влезть в процесс. Мы показали картину руководству уже готовой. Она сразу же была хорошо принята и здесь, и за рубежом. Так что фильму повезло очень. И всем нам тоже, потому что молодые актеры совершенно заслуженно сразу стали знаменитыми.
- Сейчас, если бы нашлись деньги, можно было бы снять такой фильм, как «Старший сын»? Такой же душевный, тонкий, с настроением? В котором снялись бы молодые актеры с «лица необщим выраженьем»? Есть кому снимать такие фильмы?
- Каждое время порождает свои фильмы, как и своих режиссеров, как и свой социальный тип актера. Сейчас очень многие из моих сверстников раздражаются из-за некоторых фильмов, особенно из-за ритмики, непривычных повадок, монтажа. Я к этому отношусь совершенно спокойно. Вообще искусство - это то, что бесконечно изменяется. Идет волна за волной, рождаются новые направления. Это естественно. Кто-то сегодня возражает, а потом привыкнет, и ему будет казаться, что это замечательно. Приблизительно так произошло с фильмами Гайдая. Разве при их появлении кто-нибудь произнес бы слова «восхитительно!» и «классика!»? А теперь мы смотрим и пересматриваем их с умилением.
«Ленфильм» выдюжит!»
- Вы верите, что, несмотря ни на какие провалы, настоящее кино не ушло безвозвратно? Оно еще появится не в считаном количестве экземпляров, а как массовое явление?
- На это я отвечу вам короткой исторической справкой. Когда я только-только пришел на «Ленфильм», здесь шли бесконечные заседания. Была послесталинская эпоха «малокартинья». Делали всего пять-семь фильмов в год, причем не бог весть каких. Кинематограф в итоге новых веяний был разрушен полностью. Люди бедствовали, разваливалась техника, происходило очень похожее на то, что на «Ленфильме» происходит сейчас. Я помню, как режиссер Фридрих Эрмлер по бумажке (а в то время все говорили по бумажкам) читал: «Прошли времена, когда студия блистала, а сегодня кино разваливается. «Ленфильма» нет и, наверное, никогда уже не будет!» Он просто плакал. Прошло еще лет пять-шесть, и вдруг... Хотя не вдруг, а как-то постепенно - один фильм вышел замечательный, потом другой - и пошло! Появилась новая аура на «Ленфильме», новые принципы оценки, и разрушенный «Ленфильм» возродился.
- История может повториться?
- Я думаю, что мы сейчас просто переваливаем через очень трудную, тернистую полосу и выходим на торную дорогу. «Ленфильм» выдюжит и все равно будет «Ленфильмом».
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА