Читальный зал
Когда начинать знакомиться с Достоевским?
«Золотую сотню» книг для российских школьников наверняка «возглавят» произведения Пушкина и Лермонтова
В США уже давно существует список из 100 книг, которые должен прочитать каждый. Причем не только американец. Согласитесь, для российских граждан данный список вряд ли годится. Уважающая себя нация должна воспитываться в первую очередь на отечественной литературе, не забывая, конечно, о мировой. Недавно Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, которые должен прочитать каждый российский школьник. Премьер-министр считает, что «золотая сотня» лучших произведений мировой литературы может быть составлена по итогам опроса авторитетных деятелей культуры. «Смена» решила сама к ним обратиться и первой выяснить, что же следует читать нашим школьникам.
Светлана КРЮЧКОВА,
актриса:
- Я бы включила в «золотую сотню» все те книги, что мы проходили в советской школе. За редким исключением. Тогда почти все было сделано правильно, и мы знали основные произведения наших великих писателей. Может быть, школьная программа была несколько психологически перегружена. Скажем, «Братья Карамазовы» или «Преступление и наказание» - преждевременная нагрузка для ребенка. Достоевский в программе должен быть, но лучше изучать «Неточку Незванову» или «Белые ночи». То же можно сказать и о Блоке, Цветаевой, Ахматовой. Они необходимы для того, чтобы почувствовать великолепие русского языка, мелодичность, эмоциональность. Но этого должно быть чуть-чуть. Достаточно одного простого стихотворения, но прочувствованного до самой глубины. Такая база даст возможность потом, уже взрослому, понимать многие сложные произведения. Конечно, педагогам, может, и виднее, но в двух постулатах я уверена: во-первых, необходим Пушкин в самых больших объемах - он прост, чист, понятен и национален. Во-вторых, не стоит приводить в школу Бродского, Солженицына и даже любимого мною Булгакова. Твердую пищу ребенок ведь не ест сразу после рождения? Пусть вырастет, а потом грызет гранит. Дети не в силах переварить этих авторов, и не надо насиловать их психику. Наша задача - растить гуманитарно образованных, но в то же время здоровых духом людей. А они сегодня уже в пятнадцать лет издерганы от этих безобразных энергетиков и ненормальной музыки. Лучше дополнить литературную программу обзорами русской живописи и русской музыки. Это - необходимые элементы классического образования.
Алексей ЗАХАРЕНКОВ,
генеральный директор издательства «Вита Нова»:
- Замечательных книг очень много. Из тех вечных и необходимых для человека произведений, что издаем мы, в первую очередь назову «Дон Кихота» Сервантеса и «Божественную комедию» Данте, а также произведения Пушкина. Причем Пушкина надо читать всего. Это самый минимальный, начальный набор для того, кто хочет считать себя образованным человеком.
Валерий ПОПОВ,
председатель Союза писателей Санкт-Петербурга:
- В младших классах надо обязательно прочесть книгу про Гулливера, в средних - «Два капитана» Каверина. Эти произведения чрезвычайно будоражат душу и пробуждают гражданское сознание. Старшеклассникам рекомендую читать классиков современности: Трифонова, Искандера, Конецкого. Они как бы ушли вместе с советским временем, а зря: для правильного мировосприятия подростку нужны их произведения.
Тамара БОБРОВА,
кандидат педагогических наук, учитель литературы:
- Боюсь, тем, кто составляет нынче программы, мои предложения не понравятся. Но я их озвучу. Во-первых, дети должны хотя бы полистать Евангелие. Я имею в виду Новый Завет. Просто чтобы знать - есть такая книга. Я не представляю себе мировой литературы без «Доктора Живаго» Пастернака, без «Юности» и «Казаков» Толстого, повестей Чехова и «Старшего сына» Вампилова. Без героев Вампилова, как и без шолоховского Щукаря, русского мужика понять нельзя. А русского интеллигента - без образа Чацкого в «Горе от ума». Мы обделим ребенка радостью, если не дадим ему прочесть «Чукоккалу» Чуковского и «Приключения Гекльберри Финна» Твена. С Достоевским знакомство обязательно, но невозможно объяснить его гениальность, если кормить детей только «Бедными людьми». Выходящий в жизнь молодой человек должен все-таки прочесть «Братьев Карамазовых». Да, тяжело, но - необходимо. Полюбить и понять поэзию школьник сможет, читая «Флейту-позвоночник» Маяковского или «Озу» Вознесенского. Наверное, современный ребенок должен знать и о том, кто такие манкурты, а для этого прочитать Айтматова «И дольше века длится день». Уверена, что при составлении золотого списка никто не забудет Пушкина и Лермонтова, но хорошо бы включить туда еще «Пана» Гамсуна и «Машеньку» Набокова.
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА