Эмир Кустурица
сербский режиссер, музыкант:
«Не хочу увидеть гибель славян»
Человек, которого называют «балканским Феллини», не только снимает потрясающие фильмы, но и музицирует. На днях Эмир Кустурица со своим фолк-рок-ансамблем «The No Smoking Orchestra» дал два концерта - в Москве и Петербурге. И сделал со сцены политические заявления. Кустурица не скрывает своей озабоченности тем, что происходит в России в последние месяцы. Свою позицию он разъяснил корреспонденту «Смены» в эксклюзивном интервью.
Пепел Косова
- Эмир, что заставляет вас публично предупреждать Россию об опасности?
- Я люблю Россию давно, еще с советских времен. Я счастлив находиться в вашей стране - богатой, сильной, сломившей хребет Гитлеру и отправившей в космос Юрия Гагарина. Но то, что происходит в ней сегодня, напоминает события романа «Бесы» Федора Достоевского (кстати, самого любимого моего писателя). Я очень надеюсь, что с Россией не случится того, что случилось с моей родиной - Югославией.
- Вы видели югославскую трагедию своими глазами. Кого вы в ней вините?
- Мир, который болен маркетингом, менеджментом, экономическими схемами и финансовыми потоками. Эта концепция мира создана не для лучшей жизни человечества, а для айфонов, айпедов и других бездушных вещей. Только в такой обстановке, когда мировое сообщество абсолютно равнодушно к человеческой жизни, могла случиться трагедия Косова.
- Вам кажется, что России угрожает подобный сценарий?
- Надеюсь, что нет. Мое ощущение: страна поднимается после экспериментов Горбачева и Ельцина. Она балансировала, а теперь положение стабилизировалось. Для сербов это добрый знак: русская идея нам куда ближе и роднее, чем западная. Но мне кажется, что те, кто сегодня зовет к революции в России, - опасны. Их разрушительная энергия может привести к гибели славян. Я видел это у себя на родине. И не хочу увидеть где-то еще раз.
«Если бы я был русским…»
- Эмир, наши «несогласные» объясняют всем нам, что демократические свободы дороже стабильности…
- А что такое эта самая «демократия»? Каждая страна понимает ее по-своему. Невозможны абсолютно одинаковые идеалы, например, для США и Египта, США и Ливии, США и Сербии, США и России. Получается, что ради довольно мутного понятия одна страна постоянно прибегает к насилию. Насильно вводимая демократия - конец самой демократии. Не уверен, что столь по-разному понимаемые «демократические свободы» стоят человеческих жизней.
- «Несогласные» еще говорят, что обстановка в России якобы мешает самореализации граждан.
- Самое главное в жизни - найти баланс, принять верное решение, как осуществить свою мечту в данных тебе реальных социальных условиях. Это чрезвычайно сложно. Особенно до тех пор, пока мы не преодолели, не поменяли потребительскую психологию на другие ценности: душа, талант, семья, друзья, искусство. Я верю в расцвет гуманизма и светлые перемены. Но революциями такие перемены не достигаются.
- Эмир, вы намеренно приехали в Россию накануне выборов?
- Нет. Это решение организаторов концертов. Но ваши выборы очень важны. И на своих концертах я не только пел, но и говорил. Говорил о России и о вашем премьер-министре Путине. Знаете, если бы я был американцем, то беспощадно критиковал бы Путина, но если бы я был русским - поддерживал бы его во всем.
Людмила АНДРЕЕВА