В гостях у «Смены»
Георгий Штиль: «В СССР была диктатура, но были и люди!»
Народный артист России встретил 80-летний юбилей в раздумьях, как вернуть людям и стране то доброе, от чего мы поспешно отказались
4 марта исполнилось 80 лет великолепному актеру, человеку фантастического обаяния, доброты и мудрости - Георгию Штилю. Он по-прежнему с успехом снимается в кино и на телевидении, выступает на сцене Большого драматического театра, который за полвека служения стал ему вторым домом. Однако многое тревожит искрометного рассказчика Штиля, о чем он и поделился со «Сменой» - газетой, с которой дружен многие десятилетия.
Ленинград - это марка!
- Георгий Антонович, какой период в жизни нашей страны был, на ваш взгляд, самым благоприятным для творческих людей?
- Период советской власти при Хрущеве и Брежневе. Когда наступила хрущевская оттепель, мы, практически начинающие актеры, получили возможность выступать в ДК промкооперации, где играли спектакль с концертными номерами. А руководили нами лучшие режиссеры города. О чем говорить, если декорации делал сам Николай Акимов! Правда, счастье продолжалось лишь до тех пор, пока не начали все живое зажимать и регламентировать.
- Действительно, в те годы государство серьезно вмешивалось в дела искусства…
- Была диктатура, была. Но были и люди! Комсомольского вожака тех времен Бориса Максимовича Фирсова помню до сих пор. Он заботился о том, чтобы нам, молодым, было где и что играть, привлекал знаменитостей выступать вместе с нами. Талантливейший организатор! Потом он занялся телевидением, и при нем пятнадцать лет оно работало творчески, интересно. Даже многие москвичи признавались, что смотрят только Ленинградское телевидение. На одной неделе можно было увидеть «Фиесту» в постановке Сергея Юрского с Михаилом Барышниковым в роли тореадора, «Захудалое королевство» режиссера Глеба Селянина и какую-нибудь интересную премьеру «Ленфильма». А еще были чудесные оперные, балетные спектакли, конкурсы. С экрана говорили о литературе, спорили и дискутировали... И это я еще не упомянул о превосходных постановках Ленинградского радио, о первоклассных работах в театрах Георгия Товстоногова и Рубена Агамирзяна...
Девяностые страшнее политэкзаменов
- Почему же сейчас ничего подобного нет?
- Вот парадокс - возможно, мы поспешили отказаться от роли государства в развитии искусства. Какой был у нас Ленинградский цирк - лучший в мире! И где сейчас все наши цирковые? На Западе! Многие актеры тоже сошли со сцены, не нашли себе места в царстве королей эстрады.
- Кто же виноват в том, что произошла такая подмена?
- Не готов никого обвинять. Про себя скажу: в брежневские времена перед зарубежными гастролями нас вызывали в райком и задавали всякие вопросы. Существовала такая страшная комиссия. Луспекаев ты там, Копелян или Штиль - будь добр проявить политическую грамотность, иначе поедет кто-то другой. Я очень боялся этих экзаменов. Но в страшные девяностые, когда зрители перестали ходить в театр, потому что еду было покупать не на что, а актеры пошли разгружать вагоны по той же причине, я вспоминал эти комиссии спокойно - как мелкую неприятность. Тогда больше волновало, доедешь или не доедешь живой хотя бы до Выборга. Ведь стреляли...
«Где актеры уровня Табакова?!»
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на культурной ниве?
- Конечно, стало в тысячу раз лучше, чем в девяностые. Но культура так и не вернула себе функции властительницы душ и умов. А ведь все без нее мертво и неправильно. Не поднимем мы страну, если люди будут бескультурные. Никакие «Сколковы», никакие новации и инновации не помогут России, если ими будут заниматься деятели, никого и ничего красивее Ксении Собчак не видевшие. К чему мы готовим зрителей «Дома?2»? К душевной работе? Нет, извините, к проституции! А к чему мы приучаем телезрителей, бесконечно показывая якобы звезд, которые не знают даже азов профессии? К пошлости, к непрофессионализму.
- А кого, на ваш взгляд, можно назвать эталоном профессионализма?
- Королями и законодателями вкусов должны быть актеры уровня Олега Табакова! А нам показывают и показывают Гошу Куценко, да простит он меня!
Молодежь тонет в собственной наглости
- Извечный русский вопрос: что же делать?
- Предлагаю президенту России посадить по правую руку министра культуры. И ежедневно беседовать с ним.
- А кого по левую?
- Министра сельского хозяйства. Ведь мы едим иноземную ерунду вместо русского продукта. До слез за нашу великую державу обидно! Пора с этим заканчивать и кормить нас отечественным продуктом - пусть и не в такой яркой упаковке, но полезным. Видите ли, если человек будет есть здоровую пищу - и физическую, и духовную, он будет развиваться, совершенствоваться. А что возьмешь с отравленного организма?
- Вы верите, что это сбудется?
- После выборов мы вправе ожидать от властей правильных решительных шагов - чтобы у творческой молодежи было будущее. Да и у всей молодежи, часть которой мы почти потеряли: она потонула в мате, наглости, погоне за деньгой любой ценой. Советская власть во многом виновата, но детям и молодежи внимания уделялось куда как больше, чем сейчас. Не было халявы. Всех учили работать. Это то доброе, что мы зря отринули в девяностые.
Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА