Скандал
«Театрал» дошел до пятой точки
На вручении призов зрительских симпатий актер разделся догола
За все более чем шестьдесят лет существования премии петербургского зрительского общества «Театрал» на звание лауреата не выдвигался человек, который, скажем образно, повернулся бы к искусству и публике спиной. Но на сей раз повернулся, причем в прямом смысле и непосредственно во время церемонии вручения премии, которая в результате оказалась омрачена скандалом.
Тепло и душевно
А началось все традиционно - на высочайшем уровне. На сцену Дома актера выходили те, чье виртуозное мастерство восхищает петербуржцев. Под гром оваций получали дипломы и призы лауреаты премии общества «Театрал»: сперва актрисы, блистающие в спектакле «Самая счастливая» Драматического театра на Васильевском, затем - Вера Бирон, художественный руководитель Театра Музея Достоевского, коллектив которого проводит огромную просветительскую работу. А вот настал черед народного художника России Эдуарда Кочергина, оформившего более двухсот спектаклей Большого драматического театра…
Особенность премии «Театрал» - награды вручали не знаменитости, а просто петербургские зрители, члены одноименного общества. При этом они делились своими впечатлениями об увиденных постановках. Особенно проникновенно прозвучали слова в адрес ставших лауреатами актрисы Оксаны Базилевич, художественного руководителя Авторского театра Олега Дмитриева, главного режиссера Большого театра кукол Руслана Кудашова. Атмосфера была по обыкновению теплой, профессиональные деятели театра искренне благодарили профессиональных зрителей за проявленное к ним внимание.
И грянул гром
Тут-то и вышел на сцену один из актеров, удостоенный награды за игру в спектакле «Дембельский поезд», премьера которого недавно состоялась в Театре юных зрителей. Вручавшая диплом милейшая петербурженка от имени всех мам и бабушек поблагодарила молодое дарование за внесение пронзительной ноты в постановку о «потерянном поколении». И тут вышеозначенное поколение явило себя миру.
Вместо благодарственных слов актер быстрыми, тренированными движениями разделся догола и распахнул руки в ожидании аплодисментов. Не дождавшись их, он повернулся к залу пятой точкой. А ретировался только тогда, когда понял, что успеха не снискал.
Вывести присутствующих из шокового состояния пытался ведущий церемонии актер Олег Куликович. Он шутил, что лауреат, мол, «явился на мероприятие, не приходя в сознание». Хотя всем было понятно, что актер не сознание, а совесть потерял.
Осадок остался
Церемония награждения продолжилась. Под божественную музыку Джузеппе Верди пели неземными голосами солисты Мариинского театра Светлана Волкова и Евгений Акимов, веселый, мастерски отточенный номер показала молодежь театра «Зазеркалье», звучали стихи и арии. Но осадок остался. Зрители и актерское сообщество по окончании церемонии обсуждали случившийся стриптиз.
- Ведь даже на капустнике в мужском общежитии это смотрелось бы дико! - сказала «Смене» актриса театра-фестиваля «Балтийский дом» Наталья Индейкина. - Совершенно неадекватное, возмутительное поведение!
С такой точкой зрения согласился и главный режиссер театра «Комедианты» Михаил Левшин, предположивший, что эксгибиционист даже не представлял себе, что это за сцена и что это за премия, ведь он совсем недавно приехал со своим учителем и одновременно режиссером спектакля из Ярославля.
На глазах у детей
Руководители общества «Театрал» делали вид, будто ничего не произошло. Хотя от ревнителей искусства можно было ждать другого поведения. Разве непонятно, что произошла ошибка при выборе лауреата? Возможно, она вызвана тем, что широкому обсуждению кандидатуры награждаемых не подвергаются.
Если бы такая дискуссия состоялась, то жюри узнало бы, что далеко не все петербуржцы в восторге от спектакля «Дембельский поезд», содержащего ряд откровенных сцен. Вероятно, представитель «Театрала» увидел в выходке актера обнажение души, а там присутствовало всего лишь обнажение тела.
По мнению «Смены», эксгибиционист заслуживал немедленного лишения премии. В конце концов, в зале могли присутствовать дети, что усугубляет вину стократно. Однако творец эпатажа не посчитался с этим в силу привычки. Детей-то он, работая на сцене ТЮЗа, видит со сцены ежедневно. К сожалению, они его - тоже.
Виктор ИВАНЦОВ
Фото Святослава АКИМОВА