Откровенный разговор

Александр Киреев: «Нет ничего круче увлеченного ребенка»

Известный детский телеведущий предлагает заменить американскую «жвачку» программами отечественного производства

Жаркие дискуссии этой весны о создании общественного телевидения и о том, каким ему быть, удивляют одним обстоятельством: в пылу споров оказалась за бортом тема детского ТВ. Сегодня дети, в семьях которых смотрят лишь центральные каналы, довольствуются передачей «Спокойной ночи, малыши!» и мультфильмами. А каким на самом деле должно быть общедоступное телевидение для тех, кому от года и до шестнадцати? Свою точку зрения высказал «Смене» известный ведущий детских программ Александр Киреев.

Триста «Вопросов на засыпку»
- Александр, сегодня мы оставим в стороне ваши певческие и композиторские успехи и поговорим о том, в чем вы в тридцать один год тоже стали специалистом, - о детском телевидении.

- С огромным удовольствием. Недавно я провел на специализированном канале «Карусель» трехсотую передачу-викторину «Вопрос на засыпку», предназначенную для младших школьников, и даже не заметил, что ей уже пятый год. Настолько интересно работать с детьми!
- В эфире дети ведут себя не так, как взрослые?
- Поведение кардинально отличается. Взрослый может изображать перед камерой все, что ему выгодно. И зачастую при этом выглядит убедительно. Ребенок же всегда такой, какой он на самом деле. За редчайшим исключением, когда ребенок любит кривляться. Но кривляющиеся отсекаются еще на подступах к эфиру. Мы ведь не сразу начинаем передачу снимать. Сначала наши психологи, педагоги, ведущие проводят для детей двух-трехчасовую экскурсию по съемочному центру. Показываем, как устроено телевидение, разрешаем им потрогать и покрутить ручки у камеры. Дети расслабляются, играют, а потом спокойно участвуют в передаче. Еще один нюанс: до передачи, в раскованной обстановке, наши подопечные раскрываются, и сразу видно, кто из них склонен к «неспортивному» поведению. Источники возможных конфликтов тоже остаются за кадром. У нас игра честная. Цель всей программы - чтобы дети, если чего-то не знают, сами могли додуматься. Кстати, моя задача как ведущего - избегать менторства. Стараюсь быть для детей старшим товарищем, другом. Надеюсь, мне это удается.

За родной телепродукт!
- Александр, каким вы видите детское телевидение в будущем?

- Во-первых, без рекламы. Совсем. Во-вторых, оно должно быть разновозрастным. Для каждой возрастной категории - своя «кнопка». Ребенок десяти лет и ребенок четырнадцати лет - это два разных уровня развития. Их нельзя «кормить» одним и тем же. Не говоря уже о пропасти между теми, кто только начал ходить и кто готовится к выпускным экзаменам в школе. Нельзя все «запихнуть» в один канал и думать, что у нас есть детское телевидение. А пока что ситуация выглядит именно так.
- Но вы как-то выкручиваетесь?
- Выкручиваемся. А еще бьемся.
- За что?
- За то, чтобы показывали больше программ, созданных в России. Наш «Вопрос на засыпку» - не покупной формат. Он создан с помощью наших психологов, детских врачей и педагогов, точно выверен по хронометражу. Веселые, игровые элементы сменяются серьезными, а потом разминкой, когда ребята прыгают, бегают и учатся быть командой. Мы стараемся делать так, чтобы польза для ребенка от участия в программе была максимальной. Может быть, это наивно, но мы хотим показать детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Учим сражаться по правилам, оставаясь честными и справедливыми в любых условиях. Проект живет. Значит, что-то угадали, сделали правильно.
- Зачем в таком случае на российском ТВ почти все делается по западным лицензиям, если мы сами способны выпускать качественные продукты?
- Агрессивные игроки с Запада проталкивают свои лицензии, тем самым навязывая чуждую нам культуру. И цвет, и звук, и идеи - все не наше! В перспективе все детские программы должны быть отечественного производства. Согласитесь, любой думающий родитель всегда предпочтет показать своему малышу старого доброго Винни-Пуха с голосом Евгения Леонова, а не иностранные схематичные мультфильмы с сомнительной для нашего менталитета моралью.

Из кадра не выйду
- Современные ребятишки, на ваш взгляд, сильно отличаются от вас двадцатилетней давности?

- Конечно. Они развиваются очень интенсивно, кругозор у них шире. Всерьез занимаются такими темами, о которых я и не знал никогда. Недавно перед съемками один мальчик прочел мне блестящую получасовую лекцию о динозаврах. Я, взрослый дядька, слушал его, раскрыв рот. Знаете, нет ничего круче увлеченного ребенка. А когда они увлекаются чем-то правильным, интересным, добрым - из кадра уходить не хочется. Хочется слушать и слушать. Детская аудитория затягивает. И хотя я уже отец восьмимесячного Лукьянчика, веду вполне взрослые проекты, пишу песни для звезд эстрады и сам пою, с «Вопросом на засыпку» не спешу расставаться.
- Что вы будете разрешать смотреть по телевизору вашему сыну, когда он подрастет?
- Говорят, начали появляться наши хорошие мультики, причем полнометражные. Не буду их называть, потому что сам не видел. Так вот, если наладится нормальная мировая практика, когда сначала в кинотеатрах идет показ таких мультиков, а несколько месяцев спустя они транслируются по телевидению, я буду рад сесть с Лукьянчиком рядом и посмотреть. Пока же вижу на экране только довольно злые «чужие» мультики, в которых героев бьют и корежат и где раздается бесконечное «бум!» и «бах!». Уверен, что нужно отказываться от американской детской телевизионной «жвачки». Поддержка отечественного детского телевидения принесла бы настоящую радость во многие семьи России.

Людмила АНДРЕЕВА
 

12.10.2015