Человек-легенда

Голос за кадром человека без червоточинки

12 апреля народному артисту Ефиму Копеляну исполнилось бы 100 лет

К тому времени, когда страна впервые, не отрываясь от телеэкранов, следила за «Семнадцатью мгновениями весны», Ефим Захарович Копелян уже снялся во множестве кинокартин. Но всесоюзная слава пришла к нему именно после этого, 57-го по счету в актерской биографии, фильма. Непревзойденный дуэт - молчащий Штирлиц (Вячеслав Тихонов) и закадровый голос (Ефим Копелян) - полюбился зрителям с первой же серии. А коллеги по Большому драматическому театру, в котором он служил на протяжении сорока лет, с тех пор сменили дружеское обращение к актеру с Захаровича на Закадровича.

Информация к размышлению
Внешне сдержанный Копелян производил впечатление человека, у которого многое скрыто за кадром. Вдова Ефима Захаровича, народная артистка СССР Людмила Макарова, рассказала «Смене», что муж ушел на фронт в тот же день, когда театр вернулся в Ленинград с гастролей. У них только-только закончился медовый месяц. А тут еще Людмила Иосифовна заболела в южных краях брюшным тифом. Муж положил ее в больницу и отправился в военкомат.
- Фимочка никогда не подчеркивал никаких своих заслуг, - вспоминает Людмила Макарова. - Он не любил участвовать в борьбе за роль, в закулисных интригах. И ни с кем не ссорился. Если человек вел себя непорядочно, он просто с ним расставался. Молча. Мы прожили с Фимочкой прекрасную жизнь, уважая друг друга. Даже в блокаду, когда в редких случаях удавалось встретиться в нашей комнате на шестом этаже дома на Садовой, даже в это суровое время мы были счастливы. Мы вообще были счастливы всю жизнь.

«Мы Гоге так и сказали»
Яркий Копелян блистал в характерных ролях атамана Бурнаша («Неуловимые мстители»), Саввы Морозова («Николай Бауман»), Михаила Кафтанова («Вечный зов»), Гастона ле Клера («Крах инженера Гарина»), Аркадия Свидригайлова («Преступление и наказание»). Он покорил всех театралок Ленинграда - от пионерок до пенсионерок, когда сыграл Ильина в пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Он был первым исполнителем этой роли, первым рискнул стать этаким советским «мачо». Но в жизни был ровен, деликатен и не демонстрировал актерский темперамент.
Актриса Лариса Малеванная рассказала «Смене» о своей первой встрече с ним на перроне Московского вокзала:
- Я тогда играла в Театре имени Ленинского комсомола в нашумевшей пьесе «С любимыми не расставайтесь». И утром, еще в потемках, столкнулась, выходя из «Красной стрелы», с Владиславом Стржельчиком и Ефимом Копеляном. Они тоже возвращались из Москвы. Владислав Игнатьевич сразу разулыбался. «Котеночек! - сладко произнес Стржельчик (он всех женщин называл «котеночками»). - Милая, мы посмотрели твой спектакль. Чудо, просто здорово! Прекрасно! Прелестно!..» А Ефим Захарович молча слушал эту бесконечную тираду, а потом сдержанно и четко произнес: «Вы должны играть в нашем театре. Мы Гоге (Георгий Товстоногов, тогда главный режиссер БДТ. - Прим. авт.) так и сказали». Это были слова, определившие мою дальнейшую жизнь на многие годы. Меня действительно пригласили в БДТ. Жаль, нам не удалось сыграть вместе с Копеляном: вскоре он заболел и перестал выходить на сцену.

Грибы и углеводы
В семидесятые годы, когда БДТ гремел на весь Союз, многие актеры были нарасхват и наперебой давали телеинтервью. Ефим Копелян сомневался, что благодаря бесконечным разговорам можно остаться в истории. Одно из таких размышлений зафиксировал его друг, коллега по сцене и ровня по званию народного артиста СССР Олег Борисов.
«Увековечить может только легенда, - говорил Ефим Захарович. - Останется ли она после Копеляна? Еще вопрос. Легенда - это когда загадка, когда шторки опущены. А какая загадка, когда трындишь о себе, не закрывая рта? Помалкивать надо и дело делать».
Легенда после Копеляна осталась: он любим зрителями, как и прежде, а в театре говорят, что его присутствие чувствуется до сих пор. Часто вспоминают его шутки.
Например, присказку Ефима Захаровича про то, что люди делятся на грибы и углеводы. Грибы - они ядовитые, жить не дают спокойно. А углеводы - значит сытые, довольные собой, скучные. Себя он относил к первой категории - беспокойной, тревожащейся, за все на свете переживающей.
Врачи подтвердили: он действительно не жалел сердца - ни для ролей, ни для людей. Копелян скончался от инфаркта 6 марта 1975 года. Олег Борисов сказал после его смерти: «Больше таких грибов - белых, без единой червоточинки - уже не будет».

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015