Перед юбилеем
Николай Иванов: «Мы строили ТЮЗ вместе со «Сменой»
Народный артист России рассказывает о знаменательном событии
полувековой давности
19 мая 1962 года в Ленинграде открылось новое здание Театра юных зрителей имени Брянцева. День выбрали не случайно: именно тогда пионерской организации исполнилось сорок лет. Площадь, где расположилось светлое современное здание театра, назвали Пионерской. Шефство над строительством и разбивкой парка взяла на себя газета «Смена». О том, как это было, нынешним журналистам и читателям «Смены» рассказывает участник тех давних событий, ведущий актер ТЮЗа Николай Иванов.
Подарок от города
- Николай Николаевич, вы в те времена были студентом?
- Да, я учился на втором курсе драматической школы при ТЮЗе, выступал на старой тюзовской сцене на Моховой. Хорошо помню, как нам сообщили о том, что город решил подарить нашему коллективу и всей ленинградской детворе новый театральный дворец - высокий, красивый, сделанный по последнему слову сценической техники. Работы шли быстрыми темпами, а помогала в этом редакция «Смены». Так что мы вместе с журналистами строили ТЮЗ.
- Журналисты, как известно, приезжали на субботники…
- Да, но это не главное. «Смена» организовала контроль за ведением строительства, почти в каждом номере поторапливала рабочих, а самое главное - привлекала на тогда малообустроенную территорию тысячи добровольцев. У меня по роду деятельности происходит много встреч с людьми, и многие из них вспоминают, как сажали вокруг ТЮЗа деревья или передавали кирпичи по цепочке.
- А актеры чем на субботниках занимались?
- Нам достался завершающий этап: мы чистили здание и площадь от мусора, мыли, терли и скребли. С огромным, честно говоря, удовольствием. Было ощущение, что готовим к новоселью родной дом.
По правилам «Вечного зова»
- ТЮЗ и стал для вас родным домом на целые полвека...
- Конечно, и я часто думаю, почему так славно получилось. Наверное, дело в том, что главное направление было выбрано правильно. Не мною, а народом. Тогда серьезно подошли к освоению исторической части города, построили театр для детей, облагородили и озеленили весь микрорайон, грамотно все вписали в антураж, и даже памятник Грибоедову, воздвигнутый ранее, стал смотреться как специально для этой композиции сделанный. Мало того, лучшая молодежная газета привлекла к этому доброму делу горожан, и они вскоре увидели, каким может быть красивым сделанное собственными руками!
- Почему же сегодня так не бывает?
- Другой ритм, другие ценности. Знаете, как мы снимали «Вечный зов»? По три серии в год, и считали, что мы «гоним». А сегодня не редкость и три серии в день! Я знаю, что говорю: грешным делом снялся и в «Улицах…», и в «Ментах», и в «Мангусте». От спешки появляется одно желание - сказать текст якобы с выражением и готовиться к следующему кадру. Все! А «Вечный зов» смотрят до сих пор, потому что он не «убойный» сериал, а художественный многосерийный фильм. Мы думали, мы выстраивали сюжет, вели актерскую линию, тщательно выбирали грим и натуру, репетировали и снова репетировали. Мне кажется, что создание ТЮЗа пятьдесят лет назад шло по правилам съемок «Вечного зова», а сегодня подобные многогранные замыслы маловероятны, потому что мы снимаем «сериальчики» и строим «домики», и снимаем и строим их на скорую руку, без мысли и без души.
Людмила АНДРЕЕВА