По ходу пьесы

Леньку Пантелеева поддержал… Достоевский

В ТЮЗе и Небольшом драматическом состоялись знаковые премьеры

Конец театрального сезона в Петербурге оказался богатым на новые постановки. Театр «Русская антреприза» показал совсем небанальный «Вишневый сад», Театр музыкальной комедии подарил красивую лирическую версию оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». Новое прочтение «Науки любви» Овидия предложил театр «За Черной речкой», а «ОN.театр» рискнул воплотить на сцене «Николая Николаевича» Юза Алешковского. Символическим завершением сезона станет еще один новый спектакль: 12 июня в Молодежном театре на Фонтанке Семен Спивак представит постановку «Идиот. 2012». Но «Смена» особенно советует два спектакля: «Ленька Пантелеев» и «Преступление и наказание».
 
Сказка с переплясом
Мюзикл «Ленька Пантелеев» в Театре юных зрителей с первых же минут действия захватывает: молодые актеры переполнены энергией и задором, пляшут лихо, поют с огоньком, наполняя даже заезженный хит «Крутится, вертится шар голубой» свежим ветром.
Два десятка человек на сцене с легкостью изображают нэпманский Петроград двадцатых годов. Здесь среди нищих, милиционеров, спекулянтов, рабочих, героев Гражданской войны и пионеров появляется Ленька Пантелеев. По версии драматурга Константина Федорова, он (почти как современные оппозиционеры) жаждет абсолютной свободы: мечтает о белом пароходе, на котором будет вольно плавать вне общественных и государственных условностей.
Чтобы получить деньги на шикарную яхту, Ленька становится главарем банды. Уж как он там бандитствовал, зритель особо не увидел, зато громкими аплодисментами встречал переплясы Пантелеева (актер Илья Дель). Боролся с Ленькой сотрудник угрозыска Смирнов (актер Иван Батарев), причем с переменным успехом, зато владение русской хореографией он показал выдающееся. Восхитило зрителей и пение одной из подруг главного героя (актриса Лилиан Наврозашвили), хотя она исполняла всего лишь простенькую песенку «Расцвела сирень в моем садочке». Вообще песни тех лет, патриотические и блатные, в изобилии присутствуют в постановке.
В своей «мюзикловой» части премьера местами напоминала легендарный спектакль ленинградского ТЮЗа «Наш, только наш». Молодые актеры словно приняли эстафету веселья и мастерства от Ирины Соколовой, Николая Иванова, Антонины Шурановой, Александра Хочинского.
При этом танцы, песни, акробатические номера не замылили идеи спектакля. Создатели ярко показали, куда приводят оторванные от реальности мечты, свобода без морали. Покаянные слова Пантелеева перед казнью зал слушал, затаив дыхание. Причем отнюдь не восторгаясь героем (режиссерам Максиму Диденко и Николаю Дрейдену удалось избежать даже намека на романтизацию бандитизма), а жалея его. Ленька оправдывался тем, что не сдюжил со временем, в котором ради барыша переписали историю и растоптали былые мечты. «Я хотя бы хотел чего-нибудь не для брюха!» - восклицает Пантелеев…
К сожалению, в интересную постановку прокрались несколько эпизодов, грешащих по части вкуса. Например, бой двух девушек за честь называться женой Леньки Пантелеева (хотя одна из участвующих в нем - Анна Кочеткова - блестящая актриса!). Хочется верить, что в следующем сезоне этот поединок благополучно выпадет из спектакля, который от этого только выиграет в темпе.

Жить, чтобы жить
Неожиданным союзником тюзовского мюзикла стал… Федор Михайлович Достоевский. В Небольшом драматическом театре состоялись первые показы спектакля по его роману «Преступление и наказание». Актер этого коллектива Вадим Сквирский на сей раз выступил в роли режиссера и пригласил для участия в спектакле выпускников актерского курса Льва Эренбурга.
«Преступление и наказание» в Небольшом драматическом - постановка почти водевильная. Персонажи любят, ругаются, кричат, смеются, им не чужд ни вкус, ни запах, ни цвет. Если и есть кто-нибудь серый, неживой и схематичный, так это Раскольников (актер Даниил Шигапов). Замороченный своими идеями, мучимый вопросом «тварь я дрожащая или право имею?», он бродит как привидение, пытаясь донести свои схемы до сердец окружающих, не имея при этом своего. Он нелеп, жалок и растерян. Его ходульные схемы привели к убийству: он совершил его, подобно Леньке Пантелееву, ради барыша. Деньги подвели и того и другого: вместо волшебных превращений их ждало неизбежное наказание.
В финале спектакля Небольшого драматического театра происходит избавление от «замороченности». На сибирской каторге Раскольников, будто внезапно очнувшись, в первый раз видит настоящую Соню Мармеладову (актриса Анастасия Асеева), а не ту хрестоматийную «святую», какую он себе выдумал. Он спасает ее от холода, укрывает своим тряпьем. Конечно, это еще не возрождение. Но это шаг в правильном, как представляется, направлении.
Премьеры ТЮЗа и Небольшого драматического театра - тоже такие шаги.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015