Уехали и приехали!
Петербургское лицо новосибирского театра
В нашем городе начались гастроли «Красного факела»
Пока одни петербургские театральные работники ломают копья в спорах с чиновниками от культуры по поводу контрактов, худсоветов и прочей бюрократической волокиты, другие, не ожидая указаний сверху, занимаются тем, чем и должны, - творчеством. И если в родном для них городе с творчеством проблемы, они готовы ехать за тысячи километров для того, например, чтобы сыграть роль, о которой другие только мечтают.

Вот и питерский актер Семен Фурман, которого на сценах театров культурной столицы не видно уже давно, взял и поехал в Новосибирск, в театр «Красный факел», где ему предложили главную роль в спектакле «Поминальная молитва». Как сказал сам Фурман, он даже не думал - сразу согласился. А как иначе, если режиссер спектакля Александр Зыков считает, что амплуа Фурмана точно такое же, как у исполнителя этой роли в московском «Ленкоме» Евгения Леонова. Оба - плачущие клоуны. Почему актер этого амплуа оказался невостребованным в родном городе - большой вопрос.
С другой стороны, Новосибирск, конечно, далеко, но «Красный факел» явно не хуже некоторых петербургских театров. А в 2011 году даже вошел в первую десятку рейтинга провинциальных театров. Так что количество и качество питерских режиссеров, воплощающих на новосибирской сцене свои замыслы, не должно никого удивлять.
Вот, например, «золотомасочник» Андрей Прикотенко, который так и не дождался должности главрежа нашего «Балтдома», поставил здесь спектакль «Сильвестр», на который, невиданное дело, валом валит новосибирская молодежь. А много и успешно работающий в Петербурге Дмитрий Егоров недавно был удостоен приза фестиваля «Ново-Сибирский транзит» за лучший спектакль большой формы - его постановка в «Красном факеле» «Истории города Глупова» Салтыкова-Щедрина произвела фурор. Мало того что трехчасовой спектакль - без слов, так еще и очень на злобу дня.
Но Егорову ставить в Новосибирске сам бог велел - ведь он правнук последнего городского головы дореволюционного Новосибирска - Новониколаевска. И именно при его прадеде было открыто в 1914 году здание нынешнего «Красного факела». Интересно, что «Красный факел» вполне мог стать и ленинградским театром. В 1920-х годах это был передвижной театр, который власти поначалу хотели видеть театром ленинградским. И актеры уже присматривали себе ленинградские квартиры, как в 1932 году решение властей изменилось и театр был отправлен в Новосибирск. А уже во время войны эвакуированная Александринка нашла приют у краснофакельцев.
Все эти мистические переплетения театральных судеб еще раз доказывают, что контракты контрактами, худсоветы худсоветами, а остановить творческого человека практически невозможно. Он всегда найдет себе и дело, и место. И тогда везде будет, как сказано в девизе того же «Красного факела», красота, правда и радость.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ