В гостях у «смены»

Валерий Попов: «Нас выталкивают из родных домов»

Председатель Санкт-Петербургского союза писателей ностальгирует
по временам,
когда Летний сад был Летним садом,
а Невский проспект - Невским проспектом


Валерий Попов - не из тех руководителей, что, пользуясь былыми заслугами, лишь посиживают на почетном теплом месте. Председатель Санкт-Петербургского союза писателей продолжает писать книги. В этом году его повесть «Плясать до смерти» выдвинута на соискание сразу трех национальных литературных премий - «Большая книга», «Русский Букер» и «Ясная Поляна». Впрочем, в разговоре с корреспондентом «Смены» Попову пришлось обсуждать не только творческие достижения, но и проблемы культурной жизни северной столицы.

В Питере тоже есть таланты!
- Валерий Георгиевич, по какому поводу целую группу петербургских писателей в начале июня вызвали в Ниццу?
- Крупнейший в Европе книжный фестиваль на сей раз был посвящен России. И устроители этой литературной «выставки достижений» пригласили именно петербургских писателей! Без преувеличения, мы стали героями Ниццы: все книги распроданы, получены заказы, некоторые произведения уже переведены на французский язык. В родном городе, к сожалению, такого успеха мы не снискали. Ежегодная питерская книжная ярмарка могла бы стать демонстрацией наших литературных достижений. Однако имена «своих» писателей на ней традиционно звучат робко, нас словно не замечают. Уже в который раз «выписывают» из Москвы как панацею уважаемого Михаила Веллера: он, кажется, подустал и запыхался ездить туда-сюда. А ведь в Питере тоже есть таланты!

«Будку» Ахматовой пока отстояли
- Удалось ли в этом году провести фестиваль по случаю дня рождения Анны Ахматовой в Комарове, рядом со знаменитой «будкой» поэта?
- Были опасения, что место, известное всем поклонникам таланта Анны Андреевны, станет недоступным. Застройщики хотели понатыкать двухэтажные коттеджи на территории 50 гектаров, уничтожив дачи писателей и перекрыв доступ к домику Ахматовой. Пока Комарово удалось отстоять. Мы провели там фестиваль. Надеемся, что и в последующие годы «будка» и писательские дачи сохранятся, а элитное загородное жилье будет возведено где-нибудь поодаль. Вице-губернатор Василий Кичеджи нам это обещал.

Покушение на «Бродячую собаку»
- Почему у строителей зачастую наблюдается болезненная тяга именно к тем местам, которыми славен Петербург?
- Сам не понимаю. Ведь то же самое, что с дачей Ахматовой, происходит, к примеру, с арт-кафе «Бродячая собака». Похоже на рейдерские захваты девяностых годов, ей-богу.
- Попытки захватить «Бродячую собаку» продолжаются?
- Да, причем с особым цинизмом. Этому месту исполнилось сто лет, оно связано с биографией и творчеством Александра Блока, Николая Гумилева, Владимира Маяковского и еще десятков знаменитостей Серебряного века. Энтузиасты уже в наше время восстанавливали «Бродячую собаку» в течение двенадцати лет, не истратив ни рубля бюджетных средств. Здесь ежедневно читают стихи молодые поэты и начинающие артисты, еженедельно дают концерты такие звезды интеллектуального Петербурга, как Светлана Крючкова, Леонид Мозговой, Юрий Томошевский. И что? Какой-то делец хочет лишить город этого места, уверяя, что оно не представляет исторической ценности! Нас выталкивают из родных домов ради выгоды одного воинствующего хама.

Многое утрачено
- На недавней встрече в Балтийском медиа-центре с попечительским советом «Бродячей собаки» председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев во всеуслышание заявил, что руководство города не даст свершиться подобной несправедливости.
- Надеемся, так и будет. Хотя, замечу, многое уже утрачено…
- Что именно?
- Посмотрите, где раньше собирались ленинградские писатели: в особняке на улице Воинова, в кафе «Ленинград», в гостинице «Европейская», в том же «Сайгоне». Что сегодня из этого осталось? Только гостиница, совершенно недоступная по ценам. Раньше было время свободы чувств и жесткости цен. Сегодня настало время тяги к косметическим ремонтам, смене вывесок и безграничной свободе повышать цену. Молодое поколение смотрит на жизнь не через чистые стекла, как мы, а встречается с друзьями в подвалах. А потом мы удивляемся, что у них подвальная психология. А какая же еще у них может родиться психология в столь непрезентабельных местах?

Не тот Летний сад
- Тренер по фигурному катанию Алексей Мишин как-то сказал, что его педагогический опыт показывает: мальчик, который ходит каждый день мимо решетки Летнего сада, и мальчик, который видит только ограду асфальтобетонного завода, вырастают разными людьми.
- Именно об этом и я говорю! Только пример Летнего сада после его реконструкции вряд ли годится. Где нынче тот, настоящий Летний сад? Все огорожено, главными стали боскеты, очерченные пространства, все чистенько. И - никак. Знаете, раньше Летний сад рождал мысли и возбуждал чувства. Сегодня все в нем стало куртуазным, версальским, как на картинах Сомова, но не родным. И не возбуждающим чувств. Хотя после метаморфозы Невского проспекта это уже не так ранит.
- Да, Невский проспект - общая боль всех петербуржцев…
- Он стал банальным: покрашенный, увешанный рекламой, со вставками стекляшек - гостиниц и магазинов. Он потерял настроение. Самое ценное, что есть в Петербурге, сужается, подобно шагреневой коже...

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015