Двойной юбилей

Юрий Стоянов и Илья Олейников: «Мы посланы друг другу!»

Создатели «Городка» никогда не празднуют дни рождения вместе

Знаменитому «Городку» скоро двадцать. За этот солидный срок веселая телепередача полюбилась миллионам россиян и получила признание профессионалов. Ее создателям и бессменным участникам Юрию Стоянову и Илье Олейникову настолько привычно держаться вместе, что и интервью «Смене» накануне «общего» дня рождения 10 июля они дали вдвоем. Дата «дважды круглая»: Олейникову исполняется 65 лет, а Стоянову - 55!

Где все просто и знакомо
- Можно ли узнать, как вы называете друг друга во время работы над «Городком»?
Стоянов: Мы называем друг друга Лелик и Юрик. Извините, но сегодня больше буду говорить я: Лелику надо беречь голос, врач запретил ему много разговаривать. Но я попробую справиться за двоих. И постараюсь, чтобы мы выглядели людьми, а не телевизионными классиками.
- Договорились! А как обращаются к вам члены съемочной группы?
Стоянов: Исключительно по имени-отчеству: Илья Львович и…
Олейников: …Юрий Николаевич.
- Кому на съемочной площадке тяжелее, чем вам?
Олейников: Всем!
Стоянов: Тяжелее всего мне, потому что на всех лежит узкопрофессиональная ответственность, а на мне - и профессиональная ответственность, и ответственность за всех.
- Почему Стоянов блистательно играет женские образы, а Олейников подобного будто сторонится?
Стоянов: Илья не сторонится. Он просто не играет женские образы. Видите ли, мы снимаем передачу в Петербурге - городе, где нет серьезных гормональных сдвигов у населения и редко встречаются женщины, которые носят усы…
- Классический анкетный вопрос: каким был самый яркий эпизод с Олейниковым?
Стоянов: Олейников весь - большой яркий эпизод в моей жизни. Так что пришлось бы его рассказывать два десятка лет.
- А эпизод со Стояновым?
Олейников: Он хорош как явление - зачем делить его на эпизоды?
Стоянов: Спасибо, Илья. Я неожиданно и приятно удивлен!

«Жизнь - это всегда неизвестность»
- Фатально или случайно совпадение ваших дней рождения? Может быть, Юрий был послан Илье в помощь десять лет спустя?
Стоянов: Скорее всего, мы посланы друг другу. Если это и случайность, то она давно стала судьбой.
- Для многих будет откровением, что Юрий Стоянов - мастер спорта по фехтованию на саблях и уж тем более - что он исполнял роль Моцарта в пьесе «Амадеус» у легендарного Георгия Товстоногова во времена расцвета Большого драматического театра…
Олейников: Многие даже не слышали, что сейчас Юра играет во МХАТе и в Театре имени Моссовета. Его Гаев в «Вишневом саде» шедеврален!
Стоянов: А еще я профессионально играю на шестиструнной гитаре - дозированно, изредка, зато вкусно!
- А есть ли подобные удивительные факты в биографии Ильи Олейникова?
Стоянов: Илья профессионально пишет музыку, он - автор полноценного мюзикла «Пророк». То, что он серьезный композитор, известно не многим. Когда-то он к тому же очень неплохо рисовал. Авторитеты считали его перспективнейшим художником.
- Вам выпало время перемен: социализм, непонятная перестройка, еще более непонятный капитализм. Нравится жить в это время?
Стоянов: Конечно, у нас в жизни было много сложностей. Я, например, в начале девяностых годов потерял отца, потому что тогда медицина отсутствовала. Сейчас бы его спасли. Так что перестройка у меня связана с личной потерей. Но, с другой стороны, не наступи тогда эта так проклинаемая эпоха, то и мы с Ильей никогда бы не были вместе, и никогда бы не было программы «Городок». Никогда! Потому что это было время, когда, несмотря ни на что, человек может, при желании, взвалить на свои плечи огромную ответственность за самого себя и делать свое дело. Мы на это решились. И получилось у нас все именно благодаря началу девяностых годов.
- А в какое время вы бы хотели жить? Может быть, в восемнадцатом веке или в двадцать третьем?
Олейников: Пусть Юра выбирает, мне, похоже, все равно суждено родиться на десять лет раньше него.
Стоянов: «В какое время хотел бы жить» - все это обломовщина. Размышления на данную тему выдают полнейшую неуверенность в себе сегодняшнем. Поэтому я скорее готов ответить на вопрос, кем хотел бы быть. Помню, еще до школы я мечтал о том, чтобы с теми же мамой и папой я родился в другой стране. При этом время меня волновало мало. Не люблю я и рассуждений о том, как здорово было бы повернуть время вспять. Я не хочу быть семнадцатилетним! Вообще не люблю заниматься дьявольщиной и попусту болтать о тайне жизни. Жизнь - это непредсказуемость, неожиданность, неизвестность отпущенного тебе срока. Именно это заставляет жить полноценно, по-настоящему, с надеждой. Так что сегодня, дожив до 55, я ответственно могу сказать: я не хочу другого возраста, другой эпохи и другой страны.

Юрик и Лелик без грима
- Вы много поездили по миру. Куда прежде всего стремитесь в чужой стране, чтобы узнать ее? Вот Олег Табаков, например, сразу бежит на базар, другие - в музей или в кафе…
Стоянов: На улицы, в рестораны, в магазины, на рынки - все увидеть своими глазами и услышать своими ушами. Ненавидим экскурсионные места, туристские толпы, рестораны, где кормят группами. Мы любим наблюдать за людьми. Любая страна - это прежде всего люди. Походы по музеям обычно заканчиваются с таким чувством, которое прекрасно передала моя дочь, несмотря на то что ей всего лишь девять лет. Однажды мы вышли с ней из Лувра, и я спросил, какая картина ей больше всего понравилась. Замечу, что пытка искусством на протяжении нескольких часов, конечно же, противопоказана детям. Так вот, она сказала: «Та, над которой написано «Выход».
- Как вы снимаете стрессы?
Олейников: Отдыхаю на даче под Питером.
Стоянов: Я человек очень эмоциональный и считаю счастьем, что меня окружают люди, благодаря которым могу не держать эти эмоции внутри. Я человек, у которого все наружу. Когда бывает, что все же необходимо оставить свои эмоции при себе и близких рядом нет, я позволяю себе сто граммов односолодового виски с колой или яблочным соком.
- Вы оба - книгочеи, счастливые обладатели хороших домашних библиотек. У какой книги самый затрепанный вид оттого, что вы ее открываете то и дело?
Стоянов: Чарли Чаплин. «Моя биография».
Олейников: Затрепанных много, а самые дорогие - наша совместная книга с Юрой «До встречи в «Городке» и моя - «Жизнь как ПесТня».
- Будете ли вы отмечать дни рождения вместе?
Стоянов: Нет, мы никогда не отмечаем их вместе, и оба с пониманием относимся к этому, потому что у меня мама в Одессе и, конечно же, я должен быть с ней в этот день.
- Значит, особых торжеств 10 июля не будет? Вы подождете пять лет до круглых дат?
Стоянов: В апреле 2013?го «Городку» исполнится двадцать лет. Это куда более серьезная дата, чем наши личные дни рождения. Именно тот давний апрель изменил всю нашу жизнь. К юбилеям мы вообще относимся неоднозначно. К сожалению, очень много примеров, когда торжественная дата «организуется». Когда все усилия, чтобы придать большое культурное значение своей персоне и своему юбилею, исходят от самого виновника торжества. Мне кажется, что организовывать собственную значимость - это неправильно. Странно получить в этот день назначенных друзей на сцене, функция которых - всего лишь украсить афишу. Если это значимая дата для зрителей, для города, для коллег, то от них и должна исходить инициатива праздника. Тогда он получится достойным. Мы на самом деле знаем себе цену. Поэтому и не организовываем такие вещи. Они должны рождаться помимо нас, как результат того, что мы сделали до юбилея. Уверен, работать надо до, а не для юбилея.
Олейников: Красиво сказал!

Людмила АНДРЕЕВА



Прямая речь

«С ними в Петербурге теплее, душевнее и веселее»

Звездные петербуржцы - о «городошниках»

Татьяна БУЛАНОВА:
- Я люблю «Городок» и его создателей - Стоянова и Олейникова. Горжусь тем, что они петербуржцы, что не сбежали в столицу, а сохранили верность нашему городу. С ними в Петербурге теплее, душевнее и веселее. Желаю им неиссякаемого вдохновения, реализации всех творческих проектов. Их работа - всем всегда на радость!

Михаил БОЯРСКИЙ:
- Юрий и Илья - великолепный дуэт. Это совсем не сладкая, а настоящая мужская парочка, что нынче бывает редко. Они - артисты с отличным чувством юмора, которого нам сегодня так не хватает. Благодаря своей неистощимой фантазии они дарят людям океан положительных эмоций. Стоянов и Олейников создали свой собственный телетеатр, оказавшийся долгожителем именно потому, что они уважают зрителя, они смеются, а не подхихикивают, они тонкие и вежливые люди. Таких всегда приятно видеть. Оттого-то, когда идет «Городок», очень сложно себя заставить переключить телевизор на другую программу. Даже когда там начинается футбол!

Нина УСАТОВА:
- Юрочка, Илюшенька! Я обожаю вас обоих вместе с вашим «Городком» и всеми близлежащими деревнями. Хотя по названию программы можно подумать, что ваш населенный пункт невелик, я убеждена, что за долгие годы вы выстроили цветущий мегаполис. Качество вашей работы таково, что хочется законодательно разрешить вам быть юмористами-монополистами на голубом экране. Остальные пусть пока постоят в сторонке и поучатся у вас!

Георгий ШТИЛЬ:
- На мой взгляд, юбилей Илье Львовичу, а уж тем более Юрию Николаевичу отмечать рановато: актеры еще молодые. А вот лет через двадцать пять будет в самый раз. Так что скажу не в честь их дней рождения, а просто в честь них самих: «Молодцы, ребята! Вы сохранили самое лучшее из классической советской эстрады и театра и органично наполнили этим старым благородным вином новые, ювелирно изготовленные мехи!»

Записала
Людмила АНДРЕЕВА


Очень личное

«Они подобны олимпийским богам»

Денис Клявер, участник группы «Чай вдвоем», сын Ильи Олейникова,
поздравляет отца и дядю Юрочку

- Тем, кто не знаком с актерским миром, кажется, что это поверхностная, легкая профессия. Думают, что знаменитым актерам просто повезло, их совершенно случайно коснулся перст судьбы, они стали популярны и купаются в деньгах и славе, порхая от роли к роли.

Это, безусловно, не так. Отец шел к популярности очень долго и весьма сложным путем. Когда я был маленьким, он категорически не хотел, чтобы я связал свою жизнь с эстрадой или сценой: так тяжела эта профессия, что родному сыну не пожелаешь. Стать известным актером сродни выигрышу миллиона в казино. Бывает, но чрезвычайно редко. Отец потратил немало сил, пока достиг популярности, но я уверен, что манящая его звезда не угасает, он не теряет творческого желания и детского ощущения сказки.
Итоги ему подводить рано. 65 лет - это ни о чем. Он способен еще потрясти зрителя в непривычном ему амплуа: в серьезной драматической роли на сцене или на экране. Пусть это сбудется!
У Стоянова, моего любимого дяди Юрочки, с кино сложилось серьезней: он, в частности, стал обладателем премии «Золотой орел» за роль в фильме «12». Хочу пожелать ему неиссякаемого творческого запала, который отличает его как руководителя и вдохновителя замечательного «Городка», отмеченного всеми мыслимыми наградами.
Вообще мне кажется, что Олейников и Стоянов так много достигли в этой жизни, что могут, подобно олимпийским богам, сами выбирать, чем им заниматься, чтобы продолжать плавание по волнам безусловного зрительского успеха. А остальное время желаю им испытывать бесконечное обычное человеческое счастье - в кругу семьи, с женами, детьми, внуками!

Записала
Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015