Откровения 

Эдита Пьеха: «Я не знаю нот, зато знаю, что любит мой слушатель»

Накануне своего 75-летия легендарная певица рассказала «Смене», о чем у нее болит душа

Свой юбилейный день рождения народная артистка СССР Эдита Пьеха по традиции отметит в Большом концертном зале «Октябрьский»: 31 июля она ждет там своих поклонников. Возраст певица не скрывает, и правильно делает: тем, как она поет и как выглядит в 75 лет, можно только гордиться! Сама Эдита Станиславовна считает, что ее отличная форма - результат постоянного движения вперед и неумения жалеть себя. Об этом и многом другом, о чем даже не догадываются слушатели, певица рассказала нашему корреспонденту накануне юбилея.



Полет с «Марсельезой»
- Вы помните тот день, когда твердо решили заниматься музыкой?
- Я никогда не занималась музыкой. Я даже нот не знаю, зато я люблю петь и знаю, что любит мой слушатель. А вот день, когда я твердо решила, что пение - это счастье, я помню. Мне было почти восемь лет, когда кончились бомбежки Франции. До этого мы очень много времени проводили в бомбоубежище, и наша учительница разучивала с нами песню, но строго предупреждала, что пока ее нельзя петь нигде и никогда. А в тот день, когда закончилась война, нам разрешили ее петь. Я побежала по улице и громко запела. Я только потом узнала, что это «Марсельеза». Я даже не бежала - я летела, и песня несла меня как на крыльях. Второе потрясение произошло уже здесь, в Ленинграде, когда мой будущий любимый муж и главный учитель Александр Александрович Броневицкий привел меня в Филармонию слушать Гайдна. Я дала себе клятву, что свяжу свою жизнь с музыкой и не пожалею для этого самой себя.
- Какую песню вы считаете самой знаковой для вашей карьеры?
- Разумеется, «Червоны автобус», то есть «Красный автобус». Эту незамысловатую песенку я спела на встрече Нового, 1956 года в Ленинградской консерватории. Придумал этот концерт опять же Броневицкий. Он создал первый в СССР вокально-инструментальный ансамбль «Дружба». Туда поначалу входили студенты, приехавшие из разных стран учиться в Ленинграде. Вот так и состоялось мое первое выступление. Оно принесло мне первый успех, известность, меня стали приглашать на телевидение, появились первые пластинки. Удивительно, что меня в России приняли сразу как свою, хотя я была всего лишь довольно неуклюжая иностранка, поющая басом неизвестно что. Я-то до этого всегда хотела быть учительницей, еще в Польше закончила педагогический колледж с отличием, а тут вдруг здрас­те - и вторая дорожка жизни появилась. Я сначала робко, а потом смелее по ней поехала. И не на лимузине, а на простом городском транспорте. Причем на любимом - ленинградском.

Бронза вместо золота
- Эдита Станиславовна, какое место в Петербурге у вас самое любимое?
- Раньше, когда я жила на 5-й Советской, вечерами всегда ходила до Смольного собора, потом бродила по ближайшим улочкам - Одесской, Тверской - и возвращалась обратно. Тогда еще было совсем безопасно, шпаны не встречалось на улицах, можно было любоваться городом неспешно и спокойно… Еще я не могу налюбоваться Исаакиевским собором. Одна из первых книг на русском языке, которую я прочла, была об Огюсте Монферране. Я смотрю на собор, и мне кажется, что мы разговариваем с архитектором, а когда хорошая погода и хорошее настроение, - будто мы с ним такие друзья, что даже пили на брудершафт. Правда, сегодня мне кажется, что Исаакий покрыт какой-то бронзой вместо золота. Раньше очень любила свой первый ленинградский адрес, первое место, которое стало мне родным после приезда из Польши, - общежитие Университета на Васильевском острове. Мне сейчас кажется, что мы дни и ночи напролет проводили на Стрелке...
- Где именно оно находилось?
- Теперь нигде. Университет, насколько я знаю, продал общежитие, и новые хозяева его снесли, несмотря на то что это был памятник архитектуры. Теперь там построили элитное жилье для богатеньких-пребогатеньких.
- Это вас огорчает?
- Мне кажется, что те люди, которые разрушают исторические здания, напрасно называют себя бизнесменами, дельцами. Деловой человек строит. Они же - разрушают. Делать деньги не грешно, но делать деньги на святом - чудовищно. Люди губят свою душу за металл. Остается только надеяться, что хотя бы половина красивых зданий Ленинграда уцелеет, тогда наш город, пусть и отчасти, останется самим собой. Для меня большая боль - смотреть на то, как сегодня обходятся с гордостью и историей нашего города.

«Живу с четырьмя дворянами»
- Эдита Станиславовна, почему вы говорите о прогулках по городу в прошедшем времени?
- Когда ножку сломала, вся моя жизнь поделилась на две половины. Сейчас я живу за городом, и мои многокилометровые походы - в прошлом. Будто две Пьехи было: до перелома и после. Ногу мне сломал волкодав - пес, которого мне подарили. Все друзья мне говорили: не бери эту собаку, она очень опасная, передари ее дальше! А она была очень хорошая, очень хорошая, но однажды нечаянно мотнула головой в сторону другой собаки и угодила мне по ноге. Из живчика я превратилась в унылую больную. Но благодаря дочке, внуку и внучке все-таки поднялась и вышла через два года на сцену. Но если бы видели - как! Словно человек, первый раз надевший коньки. Я же заново училась ходить - все мышцы атрофировались. Но родные сказали: «Ты еще все можешь». И я вышла на сцену «Октябрьского». Боже мой, какие были аплодисменты! Какая радость у публики, что я опять хожу и пою! Мы со слушателями будто родные оказались. После этого я стала быстро приходить в себя и со временем опять смогла давать сольные концерты. С тех пор я стараюсь сделать для публики все возможное, хоть как-то отблагодарить за то, что она вернула меня к жизни. Каждый год в свой день рождения я теперь дарю людям праздник в «Октябрьском».
- А с собаками вы с тех пор осторожны?
- Что вы! Я живу на даче, по выражению моих близких, с четырьмя дворянами - обыкновенными дворняжками. Главный мой телохранитель по имени Мухтар Всеволожский назван так потому, что я его подобрала на дороге во Всеволожске - щенка сбила чья-то машина. Четыре месяца он маялся под моей кроватью, и встал на ноги, и вырос, и никого ко мне не подпускает. Он исключительно ласковый и столь же ревнивый. Я всегда говорю: «Это переселение душ! Характер моего учителя и мужа Александра Александровича Броневицкого - один в один!» Целует, сторожит, от себя не отпускает, ночью спать укладывает, утром - поднимает... Благородные и благодарные все мои собаки - и Барсик Бомжикович (он долго бродил по садоводству, пока не прибился к нам), и Мегги Петровская (я подобрала ее в Питере), и дитя Барсика и Мегги по имени Босс. Хочу себе на 75-летие подарить еще одну собаку - овчарку. Пусть будет пятеро!
- Эдита Станиславовна, не многовато ли?
- Многовато - это у моей дочери, Илоны Броневицкой. Она опекает собачий приют, где чуть ли не двести питомцев. Была б моя воля - я бы, наверное, тоже организовала подобный приют.

Сердце в ромашках
- Каким цветам вы были бы особенно рады в день юбилея?
- Не бывает плохих цветов. Все цветы прекрасные. Даже один полевой цветок несет добрую энергетику, даже в букетике ромашек скрыто сердце того человека, который хочет сделать мне приятное. Я всегда с восторгом принимаю цветы и потом за ними ухаживаю. У меня есть даже специальные емкости по тридцать литров, где они комфортно себя чувствуют еще долгое время после концерта, продолжают жить и радовать меня.
- Кого из российских эстрадных певцов вы отличаете?
- Мне очень симпатична Лариса Долина. Я горжусь тем, что на конкурсе советской песни в Сочи еще в 1978 году настояла, чтобы Лариса была отмечена премией. Так началась ее карьера. Еще я люблю восхитительнейшую певицу и человека Валерию. Ей столько дано: и красавица, и голос великолепный, и сил много, и она искренне любит петь для людей. Я бы пожелала ей только одного - найти своего композитора, который поможет ей раскрыться. Она достойна исполнять лучший эстрадный репертуар в мире. Впрочем, если говорить о композиторе, то такой бы не помешал и Стасу Пьехе. Я его очень люблю, и для меня его пение - лучшее на свете, но репертуар у него ниже его возможностей.
- Как показывает ваш опыт, всегда ли человеку воздается по заслугам?
- Не всегда богиня Справедливости витает в небе над нами и зорко оценивает, кто чего достоин. Зачастую ее просто не видно за тучами. И даже когда она появляется, она не обязательно одерживает победу над богиней Несправедливости. Но это жизнь, это борьба, это нормально. Главное - сохранить достоинство и не опускать руки. На блюдечке никто ничего никому не принесет.
- Что же спасает вас от усталости в этой борьбе?
- Я давно поняла, что от усталости спасает... движение. Это можно понимать как в философском, так и в самом элементарном плане. Если двигаешься, усиливается кровообращение не только в ногах, но и в связках горла, и в голове. Когда надо петь по три концерта в день - надо еще больше ходить. Мои музыканты падали от усталости, а я резвилась, как девчонка. Гуляла в перерывах «по долинам и по взгорьям», потом обтиралась холодной водой. Иногда еще прямо перед концертом на скакалке скакала раз двести. Сейчас я уже так не могу. Но если кто помоложе меня - попробуйте. Потом легко-легко работается!

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА


Прямая речь 

В плену ее очарования...

Близкие люди поздравляют Эдиту Станиславовну с днем рождения

Илона БРОНЕВИЦКАЯ, 
дочь, певица, актриса, телеведущая:

- Самый частый вопрос, который мне задают про мою маму, Эдиту Пьеху, звучит так: как ей удается столь долгие годы оставаться любимой и привлекательной для огромного числа слушателей? Тут нет секретов. Я знаю ответ. Во-первых, она сумела родиться удивительной красавицей. Такое впечатление, что на красавиц в мире есть определенный лимит. Его отпускают сверху, с небес, на разные страны. Франции и Польше была подарена Эдита Пьеха. Они не оценили роскошного подарка, а зря. Наверное, с тех давних пор, как мама переехала в Россию, количество красоты у нас увеличилось, а вот Франция с Польшей поплохели на вид... Во-вторых, мама обладает счастливым свойством: она всегда появляется в нужное время в нужном месте… Даже этих двух причин было бы вполне достаточно для того, чтобы состояться, чтобы взять в плен своего очарования множество людей. Однако у мамы есть еще множество достоинств: она знает, как надо любить, как надо себя вести, как правильно относиться к профессии и как ценить себя в качестве инструмента профессии. Она хороший человек, неукоснительно выбирающий добро и сторонящийся зла. Весь этот ее капитал человечности, любви и красоты и дает ей проценты в виде людского внимания и восхищения.

ВАЛЕРИЯ, певица:
- Необыкновенная женщина с неповторимым, притягательным голосом, символ элегантности - вот кто такая Эдита Пьеха. Я готова продолжать и продолжать самые яркие, хвалебные эпитеты, но думаю, для нее важнее моей оценка ее поклонников. А они у нее - образцовые. Одни уже полвека не пропускают ее концертов, другие - их дети и внуки - полюбили ее песни попозже, но так сильно, как не могут себе даже представить лидеры всяких рейтингов, выходящие на эстраду. Покоряет людей ее достоинство, ее умение работать в полную силу. Пьеху невозможно представить поющей под «фанеру» или скачущей из клуба в клуб в жажде «бабла». Она - другая. С нее можно брать пример. Она - действующий боец на фронте нашей культуры. Поэтому я желаю не только ей, а всем нам, чтобы голос Эдиты Станиславовны лился со сцены еще долгие-долгие годы, не теряя своей чарующей силы.

Эмма ЛАВРИНОВИЧ, 
директор БКЗ«Октябрьский»:

- Эдита Пьеха и Петербург - понятия, неотделимые друг от друга. Знаете, когда звезда набирает высоту, столица всегда старается заманить ее к себе. Эдиту Станиславовну настойчиво звали в Москву, но она осталась верна городу на Неве. Несмотря на то что Пьеха формально иностранка, по духу своему, по творческому настрою, по интеллигентности она - истинная петербурженка. Через всю жизнь она пронесла любовь к нашему городу и уважение к нашим зрителям. Сколько дутых звезд мелькало на эстрадном небосклоне! Их имен уже никто и не вспомнит. А Эдита Станиславовна остается звездой во все времена.

Подготовила
Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015