Лица 100ТВ
Илья Стогов:«Быть умным дико увлекательно!»
Знаменитый писатель стал ректором телевизионного университета на диване
Читатели книг Ильи Стогова мгновенно подпадают под обаяние его таланта. Ведь не много сейчас таких произведений, которые написаны ярко, парадоксально и, что немаловажно, умным человеком. Но Стогов не только писатель - он еще и ведущий уникальной программы «Стого-научный подход» на телеканале 100ТВ. Каждую пятницу Илья приглашает зрителей, по его собственному определению, на университетские занятия на диване. Почему на диване? Потому что необычные занятия начинаются ровно в полночь.
Хомячки - не наше
- Илья, в эфир пока вышли только три передачи. Но они уже вызвали жаркие споры. Какого же мыслящего человека не всколыхнет новый подход к вопросам, произошел ли человек от обезьяны, побывали ли американцы на Луне и чем на самом деле является «Слово о полку Игореве»? Как родилась идея современной вариации «Очевидного - невероятного»?
- В советское время, когда я был маленький, меня часто водили в Эрмитаж. Я ненавидел его из-за очередей. По два часа стоишь в кассу, и когда наконец попадаешь в музей - уже ни до чего, никаких мумий видеть не хочется. Стояли горняки из Донбасса, узбеки в тюбетейках, труженицы полей… И я стоял. И думал: «Зачем вы все сюда пришли?!» Но тогда так было положено. Приехал в Ленинград - надо сходить в Эрмитаж. Быть умным было модно. Если ты не умный - ты не до конца человек. Сейчас все это исчезло. Мы много лет играли на понижение. Люди перестали верить в то, во что верила очередь в Эрмитаж: умным быть интересно. На самом деле быть умным - это дико увлекательно, ни с чем не сравнимое наслаждение. Именно с этой мыслью я и приступил к созданию программы на 100ТВ.
- А чем, на ваш взгляд, вызвана «игра на понижение» интеллекта?
- Поклонением перед рейтингом. Для высокого рейтинга зрелище должно быть максимально понятно весьма недалекому уму. Результат - катастрофа! Сейчас снискать успех можно, выйдя на сцену и «пипикнув». Люди ничего, кроме этих «пипиков» и «пуков», по телевидению не видят. И кстати, не читают ничего серьезного. А в Интернете самый рейтинговый ролик - «Хомячок кушает шняшку». Миллиарды просмотров!
- Вы за подобным рейтингом не гонитесь?
- Не гонюсь. Меня много раз приглашали к Малахову в «Пусть говорят». Я даже пару раз съездил. Пытался там что-то сказать, но все это вырезалось при монтаже. Любая мысль длиннее семи секунд вырезается. А что можно сказать за семь секунд? «Мужик, ты козел!» или «А у вас грудь силиконовая!». Все. У меня внутри головы нет ни одной интересной мысли, которая может уложиться в это спринтерское время. Мне важны нюансы, полутона, необычные обороты. Моя программа рассчитана не на рейтинги, я ее делаю для робинзонов, которые сидят на своих островах и готовы поделиться своей мыслью или открытием со зрителем. Таких робинзонов, к счастью, осталось еще немало. Просто их редко показывают - большинство увлечено хомячками.
Вошьем второе сердце!
- Первый выпуск «Стого-научного подхода» получился на редкость веселым: вы дивились, как таких грязных животных, как обезьяны, сочли предками человека, и не находили в них ничегошеньки родственного. Вторая программа, посвященная «коварным янки», то ли побывавшим, то ли не побывавшим на Луне, прошла в более сдержанном ключе, но смотрелась как лихой детектив. На что в дальнейшем собираетесь делать акцент - на иронию или на академичность?
- Тональность передачи не всегда зависит от моих желаний. Телевидение - это технологическое искусство, в котором задействовано большое количество людей. Есть внешние факторы, которые ограничивают. В передаче о наших предках, например, мне хотелось показать живую обезьяну прямо в студии. Ведь достаточно на нее посмотреть, чтобы усомниться в теории Дарвина. Но с живой обезьяной не сложилось… Жалею. Она подтвердила бы мою точку зрения на проблему.
- Не заметно, что вы стремитесь навязывать свою точку зрения, даже экспертам слово предоставляете…
- Я и не пытаюсь отстоять что-то свое. Я хочу узнать правду. Мне неинтересно в сотый раз рассказывать про Стоунхендж, построенный инопланетянами. Я хочу понять: как то или иное происходит, как устроено, в чем механизм? Любая правда всегда намного интереснее выдумки. Если мы найдем что-то реальное и хорошо это покажем - у такой передачи успех будет.
- Над какой темой работаете сегодня?
- Достижение биологического бессмертия. Что снашивается в организме быстрее всего? Сердце. Совсем недавно 70 процентов мужчин умирали от проблем, связанных именно с его деятельностью. Почти все органы у нас парные, а сердце бьется одно. Давайте же вошьем человеку второе сердце прямо при рождении! А в семьдесят лет поменяем на новые два сердца - и пусть живет до 140 лет. Надо - еще проведем операцию. Можно это продлевать бесконечно. Почему нет? Вот с такого ракурса мы и посмотрим на бессмертие в одной из ближайших передач.
- Если бы у вас была возможность пригласить в программу любого ученого любой эпохи, кого бы позвали?
- Мне интересно с теми, кого я приглашаю. Лучших собеседников и лучших помощников, чем на телеканале 100ТВ, мне не надо. Замечательные, интересные, думающие люди. Точно не из тех, кому в субботний вечер лишь бы бутылочку пива употребить и спать завалиться.
Досье
Илья Стогов родился в 1970 году в Ленинграде. Окончил Русский христианский гуманитарный университет, магистр богословия.
Работал продавцом, закройщиком, грузчиком, учителем, охранником, переводчиком. В середине 1990-х - корреспондент «Смены». Тогда же решил стать писателем.
Проснулся знаменитым после выхода романа «Мачо не плачут». В настоящее время - один из самых известных и популярных российских литераторов.
С осени 2012-го - ведущий программы «Стого-научный подход» на канале 100ТВ.
Людмила АНДРЕЕВА
12.10.2015